20 мая 2024, понедельник, 21:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Куда отправиться в паломничество в Византийской империи, выяснят немецкие ученые

 
Интеллектуальный партнер проекта

Археологичесий институт центрального романо-германского музея (RGZM) в Майнце проводит исследование византийского паломничества и его корней под названием «За исцелением души и жизненным счастьем». В поздней античности и средневековье паломничество имело огромное религиозное, политическое и экономическое значение. Паломники, прибывшие в святое место, могли непосредственно встретиться с его историей и вступить в личный контакт с мощами святых. 

Проект ответит на вопросы о том, как менялось и развивалось паломничество, начиная с дохристианских корней этого явления и в различные периоды истории Византийской империи; как местные традиции, связанные с паломничеством, были связаны со столицей империи Константинополем. Используя археологические, естественнонаучные и историко-филологические методики, ученые исследуют храмы и церкви, которые были объектами паломничества. Одна из задач проекта – визуализовать сакральную топографию и сеть святых мест с помощью данных геоинформационных систем.

Одна из задач проекта – визуализовать сакральную топографию и сеть святых мест с помощью данных геоинформационных систем.

Изучение позднеантичных и средневековых монастырей в Египте показало, что некоторые общежительные монастыри (киновии) и лавры были основаны в результате почитания местного святого. Монастырь Дейр Эль-Бахит на восточном берегу Нила в Фивах развился из пустыни отшельника Павла после его смерти. На стенах его пещеры посетители оставляли граффити со своими именами. Объектами исследования станут также другие монастыри Фиваиды, которые посещали паломники, например, монастырь Епифания.

Сирийские обители в Пальмире, Антиохии, Апамее и Дамаске, возможно, также были христианскими центрами паломничества в IV-VII веках. Свидетельств о личных контактах между отшельниками и посетителями мало, и перед учеными стоит вопрос: насколько пустыни являлись местами затворничества, духовного делания и молитвы, а насколько – центрами паломничества на местном, региональном или более глобальном уровне.

Еще одним центром паломничества в поздней античности был храм Артемиды в Эфесе. Он привлекал огромное число паломников со всего Средиземноморья, в особенности во время священных игр и мистерий в честь Артемиды. Кроме литературных источников историки будут анализировать эпиграфический материал, которые насчитывает свыше 5000 надписей из Эфеса. Артемида Эфесская почиталась и в других городах Малой Азии, поэтому особенно интересно проанализировать, как это почитание было связано с ее эфесским святилищем. Учены надеются проследить возможные параллели между культом Артемиды и раннехристианским паломничеством в Эфес, связанным с почитанием святого апостола Иоанна Богослова.

Ученые пытаются найти параллели между культом Артемиды и раннехристианским паломничеством в Эфес, связанным с почитанием Иоанна Богослова.

Паломничество привлекло пристальное внимание специалистов по религиоведению и культурной антропологии и к 1970-м годам их работы развились в особую область науки – исследование паломничества (pilgrimage studies) Важным этапом в развитии этой области стала монография Виктора и Эдит Тёрнер «Image and Pilgrimage in Christian Culture» (1978). Другими важными публикациями стали сборники «Contesting the Sacred: The Anthropology of Christian Pilgrimage» (1991) и «Reframing Pilgrimage: Cultures in Motion» (2004) с работами Джона Иде, Майкла Солноу и Саймона Коулмана и других ученых.

Современные исследователи порой расширяют объект исследования, анализируя не только религиозные паломничества в христианстве, исламе, буддизме, индуизме и т.д., но и, например, поклонения в мавзолеях Ленина, Мао Цзедуна или Ким Ир Сена. Другие ученые, напротив, пытаются классифицировать изучаемые массовые передвижения людей и предлагают отделять от собственно паломничества различные марши как национально-идеологическое действие, мистерии «религиозного театра», а также коммерциализированный «религиозный туризм».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.