Ученые Института наук о поведении Хельсинкского Университета Эйно Партанен, Тейя Куйяла, Ристо Неетенен, Аули Лиитола и Минна Хуотилайнен, при участии Анке Самбет с факультета психологии и нейрологии Маастрихтского Университета, провели и опубликовали исследование, результат которого свидетельствуют о том, что уже до рождения ребенок способен запоминать слова, то есть обучаться.
«Ранее уже было обнаружено, что новорожденные по-разному реагируют на знакомые и незнакомые с внутриутробного периода развития звуки, однако с точки зрения нейрологии внутриутробное обучение изучено до сих пор не было», – говорится в статье.
В новом исследовании участвовали 33 беременных в третьем триместре, половина из которых составляла контрольную группу, а другой половине была выдана запись, содержащая не имеющее значения в финском языке слово «татата», произносимое в различных вариантах. Эта запись многократно прослушивалась, так что к моменту рождения дети слышали указанное слово примерно по 25000 раз.
В течение первого месяца после рождения было проведено электроэнцефалографиеское исследование, которое показало, что мозг детей определенным образом активизировался, когда они вновь слышали это слово, в отличие от детей из контрольной группы, а значит, дети запомнили и узнают это слово. При этом слово, произносимое в различных вариантах, вызвало в мозгу различную реакцию. Те, кто слышал слово до рождения чаще, демонстрировали более сильную реакцию узнавания. Более того, эффект запоминания узнавания распространился и на звуки, схожие с прослушивавшимися до рождения.
Исследователи говорят, что эта способность к пренатальному запоминанию играет важную роль в дальнейшем освоении родного языка, а также может быть использована для компенсации генетических отклонений, ведущих к нарушениям речи и дислексии.
В одном из предшествующих исследований было показано, что дети запоминают музыку, которую слышат до рождения. Для этого измерялось изменение частоты сердцебиения при прослушивании музыки младенцами во сне.