Боспорская археологическая экспедиция Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина работает на Керченском полуострове уже 67 лет. Находки, сделанные археологами в 2011 – 2012 годах, были проанализированы Владимиром Петровичем Толстиковым (Отдел искусства и археологии античного мира ГМИИ им. Пушкина) и Майей Борисовной Муратовой (Факультет искусства и истории искусств Университета Адельфи, Нью-Йорк) в первом номере журнала «Вестник древней истории» за этот год.
Среди описанных ими находок обращает на себя внимание свидетельство необычного жертвоприношения, сделанного когда-то жителями Пантикапея. Они, как и другие находки археологов, были обнаружены в Новом верхнем митридатовском раскопе на горе Митридат, где располагался акрополь Пантикапея. В слоях, относящихся к рубежу первой – второй четверти V века до нашей эры, археологи раскопали остатки фундамента массивно прямоугольного здания, ориентированного по сторонам света. Возле восточной стены этого здания ученых и ждала неожиданная находка – захоронение коня.
Конь был обезглавлен, тело его рассечено пополам и положено на левый бок с подогнутыми под брюхо ногами. При этом сохранились некоторые части упряжи: нагрудный ремень и бронзовые украшения в скифском зверином стиле. Среди украшений подвеска в форме полумесяца, почти три десятка мелких полусферических бляшек и три бляшки покрупнее, изображающие свернувшегося в кольцо волка. Исследователи отмечают, что до этой находки единственными предметами скифского происхождения, найденными в пантикапейском акрополе, были наконечники стрел.
Нестандартность этого жертвоприношения видна во многом. И сама жертва – конь – очень редка для греков. Туша жертвенного животного не была сожжена, как это делалось обычно. Алтаря не было – это тоже необычно. Наконец, наличие остатков упряжи позволяет предположить, что на туше была оставлена шкура, что опять-таки не соответствует обычной греческой практике. В. П. Толстиков и М. Б. Муратова предполагают, что в данном случае имело место не рядовое принесение жертвы богам, а ритуальное заклание коня, отбитого в бою у врагов.
Обитателям черноморских греческих колоний тех времен постоянно приходилось воевать со скифами. Обращает на себя внимание и то, что тело коня найдено на археологическом слое, содержащем следы пожара. Возможно, пожар был следствием очередного скифского нападения, а после битвы греки и принесли в жертву захваченного коня. Оставленная на нем скифская упряжь должна была символизировать его связь со скифами. Авторы статьи готовят подробное исследование этой уникальной находки.