20 мая 2024, понедельник, 21:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 февраля 2013, 18:44

Завершено расследование аварии «Морского старта»

«Морской старт»
«Морской старт»
land-launch.narod.ru

Российская спецкомиссия завершила расследование причин аварии ракеты «Зенит» по программе «Морской старт», сообщил журналистам в четверг заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев. 

«Доложили, разобрались, виновные будут наказаны», - сказал он. При этом он не стал озвучивать причины аварии, сообщает «Интерфакс».

Утром 1 февраля примерно через 20 секунд после отделения ракеты-носителя «Зенит-3SL» от стартовой позиции, плавучей платформы Odyssey, произошло аварийное отключение двигателя ее первой ступени. 

Носитель должен был вывести из экваториальной части Тихого океана на геостационарную орбиту спутник связи Intelsat-27 с объявленной страховой стоимостью около 400 млн. долл. Примерно через 50 секунд после начала полета ракета упала в океан, связь с ней была потеряна.

Была создана специальная комиссия, с участием специалистов корпорации «Морской старт» (оператора запуска), «ЮЖМАША», НПО «Энергомаш», РКК «Энергия» и НПЦ АП (разработчик системы управления носителя).

В пресс-релизе «Морского старта» сообщалось, что на отметке 11,4 сек от начала движения система управления зафиксировала превышение предельного угла вращения, который не удавалось компенсировать. 

Была сформирована команда на аварийное выключение двигательной установки первой ступени. При этом надо отметить, что в СУ программно введен запрет на фактическое отключение двигателя в течении первых 20 секунд полета - для увода ракеты на безопасное расстояние от пусковой платформы с целью обеспечения безопасности стартового комплекса.

По окончании этого периода двигатель был отключен, и ракета по инерции упала в Тихий океан.

По версии Роскосмоса, на основе экспресс-анализа полученной телеметрической информации, после старта «на начальном этапе начался сбой с полетом ракеты-носителя» (орфография источника - Полит.ру). Системой управления (СУ) носителя была сформирована команда на аварийное выключение двигательной установки первой ступени. Кроме того, было уточнено, что и система управления ракеты-носителя работала в штатном режиме.

Анализ документации, проведенный в течение пятницы на предприятиях-изготовителях двигательной установки (НПО «Энергомаш») и системы управления (НПЦ АП), показал, что отклонений при их изготовлении не было.

По оценкам экспертов из космической отрасли, наиболее вероятной причиной аварии является потеря управляемости из-за отказа бортового источника мощности (БИМ), предназначенного для питания гидроприводов первой ступени рабочей жидкостью.

Ракета космического назначения «Зенит-3SL» состоит из ракеты-носителя «Зенит-2S», разгонного блока ДМ-SL и блока полезного груза. Первую и вторую ступень делают ГКБ «Южное» и ПО «Южмашзавод» в Днепропетровске. На первой ступени используется российский кислородно-керосиновый двигатель РД-171 производства НПО «Энергомаш» им. академика Глушко.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.