20 мая 2024, понедельник, 21:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Роскосмос будет две недели искать причину инцидента с «Морским стартом»

Старт ракеты-носителя «Зенит-3SL» с плавучей платформы Odyssey
Старт ракеты-носителя «Зенит-3SL» с плавучей платформы Odyssey
РКК «Энергия»

Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил в связи с инцидентом, произошедшим при выполнении очередного пуска в рамках проекта «Морской старт» Заместителю Председателя Правительства Дмитрию Рогозину обеспечить установление причин инцидента, проработать вопросы выполнения законодательства Российской Федерации в области космической деятельности при осуществлении подготовки и проведения указанного пуска.

«Руководителю Федерального космического агентства Владимиру Поповкину поручено организовать в установленном порядке расследование причин аварийного пуска и до 15 февраля 2013 года доложить о результатах с необходимыми выводами и предложениями, включая предложения об ответственности должностных лиц и организаций», сообщает также сайт Правительства РФ.

Утром 1 февраля примерно через 20 секунд после отделения ракеты-носителя «Зенит-3SL» от стартовой позиции, плавучей платформы Odyssey, произошло аварийное отключение двигателя ее первой ступени. 

Носитель должен был вывести из экваториальной части Тихого океана на геостационарную орбиту спутник связи Intelsat-27 с объявленной страховой стоимостью около 400 млн. долл. Примерно через 50 секунд после начала полета ракета упала в океан, связь с ней была потеряна.

Известно, что ракета пошла по нерасчетной траектории сразу после «контакта подъема» (КП, сигнала от датчика на стартовом комплексе, свидетельствующего о физическом начале ее движения).

Называмое рядом СМИ время отказа на отсчете 50 сек от КП не соответствует действительности и равно времени потери телеметрии от носителя и полезной нагрузки (спутника). Что, как легко догадаться, было вызвано незапланированным циклограммой вывода гидроударом.

Далее некоторые СМИ обнародовали несколько сообщений, со ссылкой на «источники в космической отрасли», о том, что авария ракеты-носителя «Зенит» могла произойти из-за сильного волнения Тихого океана в районе старта.

Впрочем, это тут же было опровергнуто очевидцами с места запуска - излишнего волнения океана не происходило, иначе состоялся бы перенос старта на другую дату.

Отключение маршевого двигателя первой ступени ракеты «Зенит-3SL» произошло в автоматическом режиме, сообщил позднее исполнительный директор НПО «Энергомаш» (разработчик двигателя первой ступени РД-171) Владимир Солнцев. Двигатель отработал штатно - запустился, отработал 20 секунд и отключился по сигналу системы аварийного выключения двигателя (АВД). Он так же подчеркнул, что к двигателю претензий нет.

Специально созданная комиссия, с участием специалистов корпорации «Морской старт», «ЮЖМАША», НПО «Энергомаш», РКК «Энергия» и НПЦ АП (разработчик системы управления носителя), заявила, что предварительные выводы об аварии будут опубликованы только в понедельник, 4 февраля.

Отметим, что по версии Роскосмоса, на основе экспресс-анализа полученной телеметрической информации, после старта «на начальном этапе начался сбой с полетом ракеты-носителя» (орфография источника - Полит.ру). Системой управления (СУ) носителя была сформирована команда на аварийное выключение двигательной установки первой ступени.

При этом надо отметить, что в СУ программно введен запрет на фактическое отключение двигателя в течении первых 20 секунд полета - для увода ракеты на безопасное расстояние от пусковой платформы с целью обеспечения безопасности стартового комплекса. По окончании этого периода двигатель был отключен, и ракета по инерции упала в Тихий океан.

Кроме того, было уточнено, что и система управления ракеты-носителя работала в штатном режиме.

Анализ документации, проведенный в течение пятницы на предприятиях-изготовителях двигательной установки (НПО «Энергомаш») и системы управления (НПЦ АП), показал, что отклонений при их изготовлении не было.

Таким образом, в качестве возможных причин уже отклонены «обычные» проблемы - с двигателем (невыход на номинальную мощность, взрыв, пожар и т.п.), с СУ (подвисание или перезагрузка БЦВМ, «тяжелая космическая частица», ошибка молодого программиста и т.п.), а также с системой питания двигателя (перелив, недолив, некачественный керосин, забытая тряпка или гайка, т.п.). Что делает задачу Роскосмоса по поиску причин аварии весьма интересной.

По оценкам экспертов из космической отрасли, наиболее вероятна на данный момент потеря управляемости из-за отказа бортового источника мощности (БИМ), предназначенного для питания гидроприводов первой ступени рабочей жидкостью.

Ракета космического назначения «Зенит-3SL» состоит из ракеты-носителя «Зенит-2S», разгонного блока ДМ-SL и блока полезного груза. Первую и вторую ступень делают ГКБ «Южное» и ПО «Южмашзавод» в Днепропетровске. На первой ступени используется российский кислородно-керосиновый двигатель РД-171 производства НПО «Энергомаш» им. академика Глушко.

Первая ступень «Зенита» стала прототипом модульной части 11С25 блока А первой ступени ракеты-носителя 11К25 «Энергия»Разгонный блок ДМ-SL серийно изготавливается в ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» в Королеве. 

Аппарат Intelsat-27 был изготовлен Boeing Commercial Space Company (г.Сиэтл, США) для одноименной люксембургской компании. 

Запуск выполняла международная акционерная компания «Sea Launch» (г.Лонг Бич, штат Калифорния, США).

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.