20 мая 2024, понедельник, 21:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 октября 2012, 09:54

Захват вражеских голов увеличивает коллективную душу племени

Оружие охотника за головами с Борнео
Оружие охотника за головами с Борнео

"Охотниками за головами" в современном обществе называют специалистов по подбору персонала, а в традиционных общинах первобытного строя "охота за головами" считалась важным ритуалом, глубокое значение которой ученым еще только предстоит раскрыть.

Практика добывания голов (или скальпов) была широко распространена среди земледельцев, рыболовов, охотников на всех континентах и, вероятнее всего, ведет свое начало с эпохи мезолита. Все племена, занимавшиеся охотой за головами, объединяет сложная социальная организация и некий комплекс особых духовных представлений.

Согласно описаниям американского антрополога Майкла Харнера (основателя Фонда изучения шаманизма, известного своей книгой «Путь шамана») у народа хибаро Восточного Эквадора считалось, что человек должен иметь три разные души. Главную из них – душу «арутам» – человек мог получить только путем активных действий по своей собственной инициативе, обладая ею, гарантировалась безопасность от вражеских нападений. Две такие души практически были эквивалентом бессмертия.

Однако, за 4-5 лет «арутам» начинала портиться и требовалось найти замену, то есть убийств врагов или чужаков. В то же время убийство вызывало месть, причем особую опасность убийцы ожидали от мстящей души – «муисак», – которой обладал любой человек, имевший арутам. Единственным способом препятствовать этому были захват головы убитого и ее особая обработка, вынуждающая муисак вселиться в нее и находиться там безвылазно. Иначе говоря, традиционная система верований превращала хибаро в кровожадных убийц. Ведь, как отмечает Харнер, обретение арутам вызывало у человека неутомимую жажду крови. Третья душа - вакани, нужна чтобы человек мог переродиться. 

На данный момент существует множество версий, что побуждало мужчин племени вести такой опасный и непродуктивный вид деятельности. В качестве движущей силы обычая рассматривают ублажение духов, часть обряда инициации, работа на свой престиж внутри племени, путь решения демографических проблем и борьбу за угодья или просто грабеж.

Но почему головы? В пользу ритуального значения обряда говорит и то, что после отрезания головы подвергались трудоемкому процессу обработки. Следовательно, охоту за головами сложно объяснить исключительно материальной выгодой. Гораздо больше оснований связать охоту с искусственным увеличением родственной группы, ведь практически повсюду ее сопровождает захват девушек в жены и похищение малолетних детей для их последующего воспитания.

Как это связано с особыми духовными воззрениями? Антрополог Джон Генри Хаттон, посвятивший всю свою жизнь работе в Индии, описал у каренов Бирмы явление, которое можно обозначить как «круговорот души в природе». Захват вражеских душ и их последующее заключение в отрезанных головах увеличивал коллективную душу своего племени и ослаблял душу врагов. Желание преумножить общую для племени душу-субстанцию объясняет и другие причины, по которым велась охота за головами, а также то, почему этот обчай наиболее популярен среди родоплеменных сообществ, где сильны кровные узы и родовые связи.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.