20 мая 2024, понедельник, 23:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Путешествие по миру медицины: от древних времен до наших дней

Полит.ру представляет книги, вошедшие в длинный список премии «Просветитель» 2020 года. В этом году, помимо 25 изданий основного списка, из которых будут выбраны победители, оргкомитет составил еще особый список из книг, адресованных подросткам. Одна из них станет лауреатом в экспериментальной категории «Просветитель TeenTalk». Какие книги войдут в короткий список претендентов, станет известно 17 сентября.

Сегодня мы представляем одного из участников категории «Просветитель TeenTalk» — книгу Михаила Пальцева и Игоря Кветного «Путешествие по миру медицины: от древних времен до наших дней», вышедшую в издательстве «Молодая мама».

Что мы знаем о медицине? Насколько сложна эта наука? С какими трудностями могут столкнуться те, кто решит освоить профессию врача и посвятить свою жизнь лечению других людей? Ответы вы найдете в путеводителе по удивительному и многогранному миру медицины. Авторы — доктора медицинских наук академик Михаил Пальцев и профессор Игорь Кветной — увлекательно, подробно и доступно рассказывают об истории развития врачевания, о великих открытиях, тайнах человеческого организма, поиске причин болезней, о создании чудесных лекарств. Книга адресована широкому кругу читателей, детям и взрослым, которым будет интересно и полезно составить более полное представление о медицинской науке. Также путеводитель поможет тем, кто планирует стать врачом, убедиться в правильном выборе профессии.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Аптека доктора Пеля

Мы обязательно сходим сюда, когда ты снова приедешь в Петербург, а пока я расскажу об этом важном для фармакологии месте.

История первой петербургской аптеки ведёт начало с 1760 года, тогда она называлась «Лекарственной лавкой» и до 1770 года располагалась на Большой Мещанской улице. Позже первый хозяин лавки, аптекарь Арик, перенёс её туда, где она находится по сей день. В 1850 году аптеку приобрёл Вильгельм Христофор Эренфрид Пель. Немец по национальности, сын придворного сапожника, он окончил медицинский факультет Дерптского (ныне Тартуского) университета и взял себе русское имя Василий Васильевич. С этого времени аптека стала называться «Аптекой Пеля», а также «Андреевской» — по расположению напротив Андреевского рынка.

Пель сразу затеял в аптеке преобразования, вполне соответствовавшие духу времени, — он значительно расширил лабораторию, ввёл обязательный контроль качества сырья, создал склад веществ, которые служили основой для приготовления лекарств. В 1867 году Пель основал Русское общество торговли аптекарскими товарами и так преуспел, что с 1871 года аптека получила официальный статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В 1875 году владение аптекой по наследству перешло к Александру Васильевичу (Александру Вильгельму) Пелю. Он был первым провизором (аптекарем) в России, который вместо порошков стал производить таблетки и гранулы с дозированным содержанием лекарств. Пель также изобрёл и стал выпускать ампулы со стерильными растворами для инъекций и ввёл строгие правила асептики и антисептики при приготовлении лекарств у себя в аптеке. В 1892 году аптека Пеля начала издавать «Журнал медицинской химии и фармации», редактируемый самим Пелем и отразивший значимость его общественной деятельности. Открытия Пеля в области органотерапии получили мировое признание, и с 1908 года название его журнала изменилось на «Журнал медицинской химии и органотерапии».

В то время немецкие учёные выделили из семенных желез быка активное вещество (по крайней мере, так они полагали) и назвали его «спермин». Однако химическая формула вещества была установлена неверно, в результате чего в Берлине началось производство не спермина, а лекарственного препарата пиперазина.

В отличие от зарубежных коллег, Александр Пель выделил спермин в чистом виде, определил его физико-химические свойства и нашёл истинную формулу, что принесло ему мировую известность. Спермин (Sperminum-Poehl) стал единственным лекарственным препаратом, экспортировавшимся в то время из России, и был удостоен Гран-при (высшей награды) на восьми всемирных, международных и всероссийских выставках. Спермин с успехом применялся как укрепляющее и тонизирующее средство, он благоприятно влиял на сердечно-сосудистую и нервную системы, особенно хорошо себя зарекомендовал при утомляемости и хронических заболеваниях. Россия получила десятилетнюю привилегию на изготовление и экспорт спермина. До сих пор самым ценным экспонатом в музее аптеки Пеля считается флакон с надписью «Эссенция спермина Пеля» с личной именной печатью Александра Васильевича.

В начале XX века аптеку преобразовали в крупный научно-производственный комплекс, который с полным правом можно назвать прообразом современного научно-исследовательского института. Комплекс Пеля включал в себя собственно аптеку, органотерапевтический институт, фармацевтическую фабрику, биологическую, физиологическую, бактериологическую и урологическую лаборатории, амбулаторию, научно-исследовательское отделение, редакцию, научную библиотеку.

В 1908 году сыновья Пеля Рихард, Альфред и Арист-Александр унаследовали аптеку и создали «Товарищество профессора доктора химии Пеля и сыновей». В 1914 году с началом Первой мировой войны на её базе организовали благотворительный госпиталь.

Как ты знаешь из истории, моя дорогая Джулия, в 1917 году в России произошла Октябрьская революция (сейчас её принято называть переворотом). С приходом к власти коммунистов-большевиков аптека была национализирована. Они убрали имя Александра Пеля с вывески и дали аптеке новое название, соответствовавшее канонам того времени: «97-я коммунальная». Но, судя по всему, дух знаменитого фармацевта не покинул аптеку — она не закрывалась ни на один день. Разумеется, в условиях разрухи того времени все исследования и промышленное производство медикаментов и медицинского оборудования прекратились. Постепенно уникальный комплекс превратился в обычную городскую аптеку со скудным ассортиментом советских лекарств. В 1930-х годах аптека носила имя лейтенанта Шмидта. В годы блокады во время Великой Отечественной войны работа аптеки не прекращалась, хотя, разумеется, запасы лекарств таяли с каждым днём. В 1983 году в аптеке (в то время «Городской аптеке № 13») на благотворительные средства была проведена полная реставрация и открыт музей истории отечественной фармации.

В музее хранится множество уникальных экспонатов. Например, старинные издания из библиотеки Пеля: «Первая российская фармакопея», «Аптекарская такса» и многие другие, представляющие большой интерес даже в наше время. Так, например, «Аптекарская такса» 1899 года указывала, что за отпуск лекарств с покупателей следует брать 3 копейки, а вот если клиент просил позолотить пилюли (правда, непонятно, зачем), то эта услуга уже стоила 60 копеек за 30 пилюль.

Хранится в библиотеке и «Журнал медицинской химии и фармации». Кстати, с журналом сотрудничали ведущие учёные и практики того времени. Первый номер открывался письмом, написанным по просьбе издателя Дмитрием Ивановичем Менделеевым, создателем Периодической системы химических элементов. Огромный интерес у посетителей (и я тоже был поражён) представляет профессиональный альбом с гербариями лекарственных растений, изданный в прошлом веке и, к счастью, превосходно сохранившийся до наших времён. Между прочим, этот гербарий до сих пор используют специалисты из Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии для проведения учебных занятий. Среди сохранившихся экспонатов привлекает внимание множество вещей, которыми пользовался сам Александр Васильевич. Также там есть весы разных модификаций, сохранившие, ко всему прочему, абсолютную точность. Однако среди экспонатов встречаются и весьма неожиданные: например, две китайские вазы, приобретённые Петром I, — когда-то они украшали интерьер аптеки. Всего их во времена Пеля было 36 штук, но остальные сберечь не удалось. И это везение, что остались хотя бы две, если вспомнить, какие бомбардировки, лишения и разруху перенёс Петербург — Ленинград в годы революций и Великой Отечественной войны. Многие вещи, хранящиеся в музее, поражают долговечностью и добротностью. До сих пор в аптеке пользуются телефонным аппаратом, по которому разговаривал сам Пель. А современным производителям кассовых аппаратов не грех поучиться качеству работы у мастеров прошлого века — изготовленная ими кассовая машина и сегодня находится в рабочем состоянии.

Понимаю, что пора бы уже перейти к рассказу о самой фармакологии, но хочу написать ещё немного о семье Александра Пеля и его удивительной аптеке. Надеюсь, читатели меня простят, ведь не все из них смогут сами попасть в мой город и увидеть всё своими глазами.

У известного аптекаря было несколько сыновей. Двое из них, Альфред и Рихард, так же как отец, окончили Медико-хирургическую академию и пошли по начатой ещё прадедом аптекарской стезе. В 1908 году Александр Васильевич скоропостижно скончался по дороге в Берлин, куда ехал выступать на очередном конгрессе. Его доставили в Петербург и похоронили на Волковском кладбище.

Сыновья Пеля продолжили начатое дело, но его прервал большевистский переворот 1917 года. Во время Гражданской войны и разрухи закрылась химическая лаборатория, а в 1927 году окончательно прекратило существование и галеновое производство. (Для наших читателей поясню: галеновое производство — это процесс приготовления настоек, эликсиров и экстрактов из растительных трав. Название он получил по фамилии знаменитого римского врача Галена.) Продолжателям рода Пеля не оставалось ничего иного, как эмигрировать. Потомки Александра Васильевича осели в Германии и Финляндии.

И в заключение рассказа позволь добавить пару слов об одной архитектурной детали аптеки, которая придаёт истории действительно мистический характер. Это Башня грифонов, находящаяся во дворе аптеки Пеля и сыновей. Она не входит в туристические справочники, сюда не водят экскурсии, поэтому о ней, кроме петербуржцев, мало кто знает. Башня появилась здесь в конце XIX века. Именно тогда Александр Васильевич, создавая лабораторию, оснастил её невысокой кряжистой кирпичной трубой под жестяной крышей. И именно это сооружение непонятного людям назначения и породило много легенд, прочно вошедших в мифологию Петербурга.

Вот три самые известные. Первая говорит о том, что Вильгельм Пель увлекался алхимией и в башне по сей день живут чудовищные порождения его медицинских опытов — грифоны, полученные при скрещивании льва с орлом. Петербуржцы рассказывают, что в полночь, когда невидимые грифоны слетаются в гнездо в башне, их отражения видны в окнах соседних домов. Числа же на кирпичах — это зашифрованный код вселенной. Тому, кто перечислит вслух все числа на башне, сулилось исполнение желаний или бессмертие. Согласно другой легенде, под Башней грифонов находился подвал — бомбоубежище для жителей соседних домов, а сама башня — это выход из него. На мой взгляд, легенда абсолютно несостоятельна, потому что во времена Пеля о бомбардировках с воздуха при строительстве домов даже не задумывались, ведь летательные аппараты были изобретены позже. Третья и, на мой взгляд, самая убедительная легенда: Башня грифонов — не что иное, как труба химической лаборатории для проведения опытов, которая была для того времени прекрасно оснащена. А поскольку в любой химической лаборатории должна быть вентиляционная вытяжка, то труба могла быть именно для этого и предназначена. Никто точно не знает, каково назначение башни, а поскольку люди в большинстве своём обычно склонны к мистике, то именно первая легенда будоражит умы, она самая известная и популярная.

Вот так я завершаю вступление к письму. Приезжай, дорогая Джулия, в Петербург! Я свожу тебя в аптеку Пеля, мы вместе посмотрим на экспонаты музея и, обойдя Башню грифонов, попробуем разгадать её тайну.

 

Ранее в рубрике «Медленное чтение» были представлены следующие книги, вошедшие в длинный список премии «Просветитель» 2020 года.

  1. Вихрев Никита. Рассказы о двукрылых с обзором основных семейств отряда. — М.: Фитон XXI, 2019
  2. Воскобойников Олег. Средневековье крупным планом. — М.: Бомбора, 2020.
  3. Губайловский Владимир. Искусственный интеллект и мозг человека. — М.: Наука, 2019.
  4. Долинин Александр. «Гибель Запада» и другие мемы: Из истории расхожих идей и словесных формул. — М.: Новое издательство, 2020.
  5. Егоров Виталий. Люди на Луне: Главные ответы. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
  6. Кандаурова Ляля. Как слушать музыку. — М.: «Альпина Паблишер», 2020.
  7. Космарский Артем. Третий рейх. 16 историй о жизни и смерти. — М.: Аванта, 2020.
  8. Кукушкин Николай. Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
  9. Лосева Полина. Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
  10. Никифорович Григорий. От оргазма до бессмертия. Записки драг-дизайнера. — Минск: Дискурс, 2019
  11. Соколов Александр. Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета. — М.: Альпина нон-фикшн
  12. Попов Сергей. Все формулы мира. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019.
  13. Радаев Вадим. Миллениалы. Как меняется российское общество. — М. Издательский дом Высшей школы экономики, 2020.
  14. Ревзин Григорий. Как устроен город. — М.: Strelka Press, 2019.
  15. Чупринин Сергей. Оттепель: События. Март 1953 — август 1968 года. — М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  16. Яблоков Илья. Русская культура заговора. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.