21 мая 2024, вторник, 01:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Родословные деревья африканских языков

Карта языковых семей Африки
Карта языковых семей Африки
Wikimedia Commons

Новый сезон проекта «Публичные лекции Полит.ру» начался 22 сентября в библиотеке-читальне имени Тургенева. С лекцией «Языки Африки и их значение для реконструкции древнейшей истории человечества» выступил лингвист, специалист по сравнительно-исторической лингвистике Георгий Сергеевич Старостин. Его выступление стало первым в запланированном цикле лекций о проблемах исторической лингвистики.

На африканском континенте сейчас известно более двух тысяч языков, что составляет весомую долю от всех языков мира, которых по разным подсчетам существует от шести до семи тысяч. Активное знакомство европейцев с языками Африки началось с эпохи Великих географических открытий, а их исследование учеными – и того позже, примерно в начале XIX века. Одним из первых трудов, где была сделана попытка охватить все языковое многообразие Африки, стала книга «Polyglotta Africana» протестантского миссионера и филолога Сигизмунда Кёлле (Sigismund Wilhelm Kölle, 1820 – 1902), который провел семь лет в Сьерра-Леоне. Кёлле в этой книге приводит данные о лексике примерно 150 различных африканских языков.

К середине XIX века исследователи Африки уже смогли накопить достаточное количество информации об африканских языках, чтобы лингвисты сумели предложить первые проекты классификации этих языков. Важную роль в этом сыграли Карл Майнхоф (Carl Friedrich Michael Meinhof, 1857 – 1944) и его ученик Дидрих Вестерманн (Diedrich Hermann Westermann, 1875 – 1956). Однако на раннем этапе эти работы по классификации далеко не всегда велись в соответствии с классическими методами сравнительно-исторического языкознания. Например, Майнхоф на основе таких общих черт, как наличие в грамматике мужского и женского рода, а также занятие скотоводством, посчитал родственными языки Северной Африки (берберские) и языки готтентотов, живущих в Южной Африки. Он объединил их под названием «хамитские языки». Впоследствии Вестерманн во многом расширил и пересмотрел положения, выдвинутые Майнхофом.

Подход к классификации языков Африки с точки зрения сравнительно-исторической лингвистики, методы которой были разработаны в основном на материале индоевропейской языковой семьи, требовал огромного объема работы по установлению звуковых законов, связывающих лексику родственных языков, созданию корпуса этимологий, реконструкции праязыков сначала небольших родственных групп, потом целых семей и макросемей. На полное осуществление этой работы было бы недостаточно и столетия. Тем более, что данные по многим африканским языкам были неполными или неточными.

Из-за невозможности провести точную классификацию африканских языков методом сравнительно-исторического языкознания выдающийся лингвист Джозеф Гринберг (Joseph Harold Greenberg, 1915 – 2001) в труде «The Languages of Africa» (первая публикация – в 1963 году) применил разработанный им метод массового сравнения (mass comparison). В этом случае не производится этимологического анализа и не выявляются законы регулярных звуковых соответствий. Исследователь должен сравнить как можно большое число слов из как можно большего числа языков и, основываясь на сходстве, выявляемом “на глаз”, определить, какие из языков родственны друг другу. Массовость сравнения представляет собой сильную сторону метода, так как вероятность случайного совпадения слов в сразу нескольких языках ниже, чем при сравнении, например, всего двух языков. Однако строгим доказательством языкового родства предложенный Гринбергом метод служить не может, но он оказывается хорошим предварительным этапом для полного сравнительно-исторического изучения группы языков, так как подсказывает, где лучше всего искать родственные языки.

Родство некоторых языковых групп, которое выявил Гринберг среди языков Африки, впоследствии подтвердилось более строгими методами (таковы, например, чадские языки). Существование других групп напротив было поставлено под сомнение или вовсе отвергнуто. Поскольку классификация Гринберга оказалась наиболее удобной, она получила широкое применение во многих работах, в том числе не лингвистических. При этом часто забывают, что ее нужно воспринимать скорее как предварительную и пользоваться за неимением более совершенной и доказательной.

Какие же крупные языковые семьи выявил Гринберг в Африке? Оказалось, что за вычетом Мадагаскара (где обосновались носители языка австронезийской семьи), вся территория Африки поделена между четырьмя большими языковыми семьями.

Для первой из них Гринберг предложил название афразийская. Раньше эти языки называли семито-хамитскими, но такое наименование было неудачным, так как подразумевало их разделение на две ветви: семитские и хамитские языки. В то время как на самом деле наряду с семитскими языками (в Африке они представлены арабским языком, попавшим туда сравнительно недавно, и рядом языков Эфиопии) в афразийской семье есть несколько независимых ветвей: берберские, чадские, кушитские, омотские. В особую ветвь афразийской семьи выделяется и древнеегипетский язык. Афразийские языки активно изучаются и методами классической компаративистики.

Вторая крупная семья – нигеро-конголезская, получила названия по двум крупным рекам на разных концах своего ареала. Эти языки распространены на юге Западной Африки и далее по всей Центральной и большей части Южной Африки. Причем центрально- и южноафриканская часть ареала занята одной многочисленной группой нигеро-конголезских языков – языками банту.

Также Гринбергом была выделена нило-сахарская семья, языки которой занимают так называемый «суданский пояс» от Мали на западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге. Хотя в нило-сахарской семье меньше языков, чем в нигеро-конголезской, но степень языкового разнообразия в ней не ниже. Она оказалась максимально спорной из предложенных Гринбергом семей, и сейчас можно сказать, что все языки, отнесенные к нило-сахарским, на самом деле не входят в единую родственную семью, но внутри них действительно есть несколько групп родственных языков, иногда довольно многочисленных. Наконец, на юге Африки распространены койсанские языки – четвертая из гринберговских семей. Они распространены в основном вокруг пустыни Калахари.

Как мы уже говорили, сейчас, когда лингвисты смогли применить для классификации африканских языков более совершенные методы и использовать более качественные данные, часть предложенных Грибергом языковых семей признаны несуществующими. На данный момент можно считать установленным, что в Африке существуют три крупных языковых семьи: афразийская, нигеро-конголезская и восточносуданская – последняя из них включалась ранее в состав нило-сахарских языков. Койсанские языки компаративисты пока так и не сумели возвести к единому праязыку, так что пока установлено, что они относятся к двум семьям (центрально- и периферийно-койсанской), отношения между которыми неясны. Также в Африке есть более десятка малых семей, не входящих ни в одну из перечисленных макросемей, а еще несколько десятков языков-изолятов. Их родство с другими семьями пока не выявлено, а, возможно, они представляют собой последних потомков полностью исчезнувших семей. Среди таких языков есть немало весьма интересных. Например, в Танзании пока еще существует язык хадза (в 2000 году на нем говорило около 800 человек), в котором, как в койсанских языках есть щелкающие согласные, но никаких других признаков родства с койсанскими языками у него обнаружить не удается.

Ряд крупных языковых групп Африки изучен настолько, что к ним можно применить глоттохронологический метод для установления времени распада их праязыков (подробнее о нем можно прочитать в другой лекции Г. С. Старостина «Как создается единая классификация языков мира», а также в очерке «Статистика и родство языков»). В результате оказывается, что даже семьи, в которые входит большое число языков, распались относительно недавно. Распад центральнокойсанского праязыка относится к 1 тыс. до н. э., в 4 – 3 тыс. до нашей эры разошлись языки банту, в 5 – 6 тыс. до н. э. – восточносуданские языки. Самыми древними семьями оказываются нигеро-конголезские (первое разделение в 10 – 8 тыс. до н. э.) и афразийские (отделение кушитских языков от общего ствола произошло в 12 – 10 тыс. до н. э.).

Следовательно, не смотря на то, что история человечества началась в Африке, пока мы можем заглянуть в языковое прошлое лишь сравнительно неглубоко. Во многом причина этого в пока еще недостаточной изученности имеющегося языкового материала при помощи строгих методов компаративистики. С другой стороны продвижению в глубь мешает исчезновение многих языков Африки в ходе истории. Так, например, экспансия народов банту на огромное пространство Центральной и Южной Африки привела к исчезновению множества языков, существовавших там ранее. И лишь небольшой их остаток сохранился в пустыне Калахари в виде койсанских языков. Но наличие тех же койсанских языков и многочисленных пока не классифицированных языков оставляет надежду, что компаративистам удастся реконструировать и более ранние эпохи в истории языков Африки.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.