21 мая 2024, вторник, 00:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 февраля 2016, 16:03

Кинжал Лоуренса Аравийского

Томас Лоуренс с кинжалом
Томас Лоуренс с кинжалом

Министр культуры Великобритании Эд Вайзи воспользовался своим правом временно запретить вывоз из страны предметов, представляющих культурную ценность. На этот раз решение касается личных вещей знаменитого археолога, дипломата и героя Первой мировой Томаса Лоуренса, вошедшего в историю как Лоуренс Аравийский. Если в ближайшие месяцы будет найдена необходимая сумма, то предметы, имеющие историческую ценность, останутся в стране. В противном случае они будут проданы за границу.

Томас Эдвард Лоуренс, с отличием окончивший Оксфорд, был историком и археологом. До войны он исследовал замки крестоносцев во Франции и Сирии, участвовал в раскопках хеттских и египетских поселений. В 1914 году он поступил на военную службу и участвовал в проекте по исследованию Синайского полуострова, который делался под видом картографической съемки. Когда началась Первая мировая война, Лоуренс был направлен в Бюро по арабским делам в Каире. В годы войны ему приходилось неоднократно участвовать в переговорах с османскими военными. В 1916 году наступил звездный час Лоуренса. Командование направило его на помощь к шерифу и эмиру Мекки Хусейну ибн Али аль-Хашими и его сыну Фейсалу.

Шериф Мекки находившийся в подчинении у турецкого султана мечтал стать независимым правителем. Он, опираясь на помощь англичан, располагал большой фактической властью, так как реально османские силы не были в состоянии контролировать весь Аравийский полуостров. Согласно тайному соглашению 1915 года, Великобритания обещала признать независимое арабское государство, которое Хусейн ибн Али в случае успеха создаст на территории Аравийского полуострова (кроме Адена), Сирии, Палестины и Ирака.

Восстание началось 8 июня 1916 года. Отдельными соединениями восставших арабов командовали сыновья Хусейна: Али, Абдалла, Фейсал и Зейд. Арабам удалось захватить Джидду – порт на Красном море, который контролировали турки. Но они не смогли взять Медину. Тогда прибывший к нему Томас Лоуренс посоветовал не тратить сил на штурмы Медины, а взять под контроль Хиджазскую железную дорогу, соединявшую Медину с Амманом и Дамаском. Это было выгодно и англичанам, так как отвлекало значительные силы турок.

Томас Лоуренс был советником Фейсала и обычно находился в его армии. Он отличался храбростью в боях за железную дорогу и был несколько раз ранен. В начале 1917 года арабская армия совершила знаменитый бросок на город Акаба – последний порт на Красном море, остававшийся в руках турок (ныне на территории Иордании). Это тоже было сделано по совету Лоуренса. Англичане хотели избавиться от турок в Акабе, так как они представляли угрозу для стратегически важного Суэцкого канала и для британских сил в Палестине. Фейсал же рассчитывал, что через Акабу восставшие арабы будут получать поставки оружия от англичан. Руководство Лоуренса не воспринимало всерьез его план, но он взялся лично возглавлять экспедицию по взятию Акабы. Марш на верблюдах через пустыню продолжался два месяца. Лоуренс ложными маневрами создал у турок впечатление, что арабы движутся на север, на Алеппо или Дамаск, и в результате благополучно достиг Акабы и захватил ее. Скоро через Акабу уже доставляли английское оружие и боеприпасы, а армия Фейсала могла беспрепятственно двигаться на север.

 

Лоуренс в Акабе (1917)

В будущем Хусейн ибн Али разочаруется в своих союзниках-англичанах. Он не получит от них обещанного арабского государства от Аравии до Сирии и Ирака. Хусейн стал королем только Хиджаза и вступил в борьбу за контроль над Аравийским полуостровом с эмиром Неджа Абдул-Азизом ибн Саудом, которую в конце концов проиграл. Он передал титул короля старшему сыну Али, и они оба умерли в изгнании после окончательной победы Саудитов, а Англия признала захват Неджем Хиджаза. Фейсал стал королем Сирии, но не смог там удержаться, когда ее оккупировали французы. Затем Фейсал стал королем другой арабской страны – Ирака. Абдалла стал эмиром Трансиордании, находившейся под мандатом Великобритании, а после того как страна получила независимость – первым иорданским королем.

Но в 1917 году Хусейн и Фейсал были вполне довольны англичанами, а сыгравший большую роль в войне Лоуренс пользовался их особым покровительством. Шериф Насир, двоюродный брат эмира Фейсала и спутник Лоуренса в походе на Акабу, подарил ему кинжал и одежду из белого шелка.

 

Кинжал-джанбия

 

Арабская одежда Томаса Лоуренса

Кинжал относится к традиционному аравийскому виду холодного оружия джанбия. Он сделан из прекрасной стали, а ножны и рукоять украшены серебром. Наградная одежда состоит из белого шелкового «зебуна», который обычно носили под верхней одеждой, и жилета. Зебун подбит хлопком и имеет хлопковые завязки на талии. На жилете и на рукавах зебуна аккуратно вшиты парчовые вставки с пуговицами. Специалисты считают, что одежда была изготовлена в Хиджазе в начале XX века.

 

Портрет Лоуренса работы Огастеса Джона

Эти вещи были запечатлены на ряде фотографий и портретов Лоуренса. На написанной в 1919 году картине Огастеса Джона Лоуренс изображен в этой одежде, но с другим кинжалом. Зебун и кинжал были на нем, когда он позировал для скульптуры «Белый бедуин», которую выполнила Кэтлин Скотт, вдова знаменитого полярного исследователя. Она была скульптором и ученицей Родена. В ее дневнике осталось запись, что она попросила Лоуренса позировать ей, и он 2 феврале 1921 года ответил ей согласием.

Лоуренс писал, что будет рад помочь, но предупредил, что он был предметом пристального внимания стольких художников, поэтому не уверен, что в его облике осталось хоть что-то для Кэтлин Скотт. Он также попросил, чтобы в дальнейшем работа не продавалась. Лоуренс писал Кэтлин: «Если вы действительно хотите это сделать, пожалуйста, используйте меня в качестве модели, а не как «самого романтичного героя войны». Я устал от света рампы, и совсем сошел со сцены, и никогда не буду публичной фигурой снова. Это было военное усилие, неожиданное, непроизвольное. Не делайте меня полковником Лоуренсом (он умер 11 ноября 1918 года). Но пусть форма моей головы служит вашим желаниям».

Лоуренс трижды позировал в гостиной Кэтлин Скотт в арабском костюме. Она писала в дневнике, что совершенно очарована своим натурщиком и чувствует «острый приступ лоуренцита». 28 февраля Лоуренс уезжал на конференцию в Каир и оставил арабские одежды и кинжал Кэтлин Скотт, чтобы она могла закончить работу. Видимо, он не имел в виду, что дарит их ей насовсем. По крайней мере, в августе следующего года он мягко поинтересовался в письме судьбой вещей, сообщив, что некий художник просит у него предметы для написания картины из арабского быта. Ответ Кэтлин не сохранился. Лоуренс не терял надежды вернуть хотя бы кинжал. В его письме 1929 года к Лайонелу Кертису говорится, что он лишился всех трех своих арабских кинжалов и чувствует себя почти голым. «Я постараюсь увидеть леди Хилтон Янг [Кэтлин Скотт в 1922 году вышла замуж за Эдварда Хилтона Янга] и тактично поинтересоваться, считает ли она серебряный кинжал своим». Видимо, герой арабской войны был чрезмерно тактичен, и его вещи так и остались в семье Кэтлин.

 

«Белый бедуин» работа Кэтлин Янг (Скотт)

Наследники Кэтлин Скотт дважды предоставляли кинжал и арабские одежды для выставок, посвященных Лоуренсу. После того, как в в 2014 году умерла Элизабет Янг, внучка Кэтлин, кинжал и одежда были выставлены на аукцион Christie’s и проданы в июле 2015 года. Анонимный покупатель приобрел кинжал за 191 713 доллара и одежду за 19 563 долларов.

Покупатель запросил разрешение на вывоз предметов из страны. Соответствующий комитет министерства культуры – Reviewing Committee on the Export of Works of Art and Objects of Cultural Interest (RCEWA) – рекомендовал задержать отправку кинжала и одежды Лоуренса за границу, чтобы дать шанс британским культурным учреждениям изыскать средства и предложить большую сумму, чтобы оставить их в Великобритании. Ранее мы рассказывали, как подобным образом англичане сохранили у себя деревянное панно работы итальянского художника XIV века Джованни да Римини и «Мадонну с гвоздиками» Рафаэля.

Председатель RCEWA сэр Хэйден Филлипс говорит: «Хотя показанный в фильме «Лоуренс Аравийский» Томас Лоуренс, ведущим верблюдов через пустыню в Акабу в 1917 году, вероятно, был романтическая преувеличением, потрясает хотя бы история взятия Акабы со стороны суши, с помощью Ауды Абу Тайи, вождя бедуинского племени ховейтат, была необыкновенным подвигом и отмечает критический поворотный пункт в кампании. Кинжал был подарен Лоуренсу шерифом Насиром в руководство походом и как спонтанный знак уважения. Одежда и кинжал образуют важную часть изображений Лоуренса в живописи, скульптуре и фотографии, и поэтому они являются неотъемлемой частью его жизни и нашей истории».

В результате министр согласился со временным запретом на вывоз. Теперь у британцев есть время до 1 апреля, чтобы отыскать необходимые деньги. Как сообщает министерство культуры, если найдутся серьезные проекты по привлечению средств, срок может быть продлен до 1 июля. Необходимо собрать 13000 фунтов для покупки одежды и 127000 фунтов для кинжала (с учетом НДС). Если же это сделано не будет, то вещи Лоуренса, вероятно, все-таки покинут страну.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.