21 мая 2024, вторник, 00:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Жизнь и карьера Тиберия Клавдия Тогидубна

Чичестерская надпись в стене здания городского совета
Чичестерская надпись в стене здания городского совета

«Царь Британии, легат Августа»

В апреле 1723 года в центре небольшого английского городка Чичестер (графство Западный Суссекс) была сделана замечательная находка. Рабочие, копавшие фундамент на углу Лайон стрит и Норт стрит, наткнулись на метровую плиту из пёрбекского «мрамора». На ней был высечен латинский текст, сохранившийся частично, поскольку камень, разбитый ещё в древности, вновь пострадал при извлечении из земли: левый край оказался утерян, а центральная часть расколота на четыре фрагмента. Находка, естественно, привлекла внимание столичных антикваров и любителей истории — один из них, Роджер Гейл лично посетил Чичестер, чтобы осмотреть надпись. Гейл одним из первых прочитал текст и ввел в научный оборот его реконструкцию. По мнению исследователя, надпись следовало читать следующим образом:

Нептуну и Минерве

Храм

во имя благополучия Божественного Дома

по велению Тиберия Клавдия

Когидубна, царя и легата Британии,

коллегия ремесленников соорудила на свои средства

на земле, предоставленной

Пуденсом, сыном Пуденцина

 

Чичестерская надпись. Реконструкция Роджера Гейла

Надо сказать, что имя Когидубна было знакомо всем, кто читал Тацита. В «Жизнеописании Агриколы» римский историк сообщал, что после римского вторжения в Британии правил некий царь Когидумн (различие в написании имени не должно смущать, речь идет об одном и том же кельтском корне dubno|dumno), верный союзник римлян. Чичестерская находка, с одной стороны, подтвердила сообщение Тацита, а с другой — вызвала ряд новых вопросов. В частности, было непонятно, как бритт, пусть и римский гражданин (на это указывают латинские элементы имени, полученные от императора Клавдия, даровавшего ему права гражданства), мог быть в одно и то же время царем и легатом, совмещать несовместимое: наследственную власть и власть римского должностного лица.

Проблема была разрешена в конце 1970-х годов Юлиусом Богэрсом, исследователем из Нидерландов. Он лично осмотрел Чичестерскую надпись, вмурованную в стену здания городского совета, и нашёл неточности в реконструкции Гейла. Вместо «Когидубна, царя и легата Британии» следовало читать «Когидубна, великого царя Британии». Противоречие, долгое время заставлявшее ученых строить фантастические догадки, оказалось снято. Впрочем, выяснилось, что правильное чтение надписи было предложено ещё в 1723 году Эдвардом Бэйли, но его версия не нашла поддержки.

 

Чичестерская надпись. Реконструкция Юлиуса Богэрса

В это же время филологам удалось уточнить имя царя (в надписи сохранившееся не полностью). Выяснилось, что в средневековых рукописях Тацита встречается два написания — «Когидумн» и «Тогидумн». Первое было более распространенным, но верным оказалось второе: элемент «togi-/togo-» часто встречается в кельтских имёнах.

Таким образом, через два с половиной века нам стало известно, как в действительности звали бриттского царя, повелевшего построить храм Нептуна и Минервы в Чичестере. Дальнейшие исследования археологов и историков позволили понять, кем Тиберий Клавдий Тогидубн был для римской Британии.

 

Игра династий

Значение фигуры Тогидубна невозможно определить без обращения к историческому контексту, в котором он стал царем и главным союзником Рима в Британии. Комплексный анализ нумизматических и археологических источников, приправленный редкими сообщениями античных авторов, помогает восстановить этот контекст в общих чертах.

К началу I в. н.э. на юго-востоке острова сложилось два протогосударственных образования. В науке их принято называть «царствами» (хотя они, вероятно, больше походили на древнерусские княжества) или династиями. Правители Южной династии, происходившие от галла Коммия, успевшего за короткий срок побывать и другом, и врагом Юлия Цезаря, держали под своим контролем племена атребатов и бельгов. Восточная династия, основанная царем Тасциованом, управляла триновантами и катувеллаунами.

 

Карта племен и чеканок доримской Британии

Цари обеих династий боролись за сохранение и укрепление власти — как с внешними противниками, так и с ближайшим окружением. Перипетии этой борьбы вряд ли когда-нибудь удастся восстановить в полной мере; очевидно, что — как и в другие периоды истории — открытые столкновения чередовались с интригами и заговорами, которые сменялись династическими браками и клятвами дружбы, перераставшими в новые столкновения и усобицы. К 10-м гг. н.э. власть на юге и на востоке оказалась сконцентрирована в руках двух правителей: Верики и Кунобелина.

Монета Верики, Южная династия

 

 

Монета Кунобелина, Восточная династия

 

Противостояние Верики и Кунобелина, в какой бы форме — открытой или скрытой — оно не проходило, постепенно складывалось в пользу последнего. Территории, подконтрольные Южной династии, сокращались, в то время как Восточная династия подчинила себе племена кантиаков, добуннов и кориелтаувов.

Стоит, впрочем, иметь в виду, что во взаимоотношениях бриттских правителей постоянно присутствовал фактор третьей силы. Этой силой был Рим. И Верика, и Кунобелин были зависимыми от Рима правителями. В моменты, когда принцепсы были поглощены внутренними делами, эта связь с Римом могла выглядеть формальностью, но она существовала и оказывала влияние на политическое развитие юго-востока Британии.

К концу 30-х гг. н.э. происходит несколько важных событий. Восточная династия сталкивается с внутренним кризисом. Кунобелин старел и слабел, амбиции его сыновей росли и усиливались. В результате какой-то интриги из царства оказался изгнан Админий, старший сын и, вероятно, основной претендент на престол. Он бежал на континент и, оказавшись при дворе Калигулы, дал повод последнему начать приготовления для экспедиции в Британию. Поход за море так и не состоялся, сам Админий исчез со страниц истории — его судьба остается неизвестной.

Изгнание Админия не внесло ясности в порядок престолонаследия: после смерти Кунобелина власть оказалась разделена между его сыновьями. Наиболее известным из них был Каратак, который в будущем возглавит сопротивление Риму (и незадолго до римского вторжения, став полноправным преемником Кунобелина, начнет чеканить свою монету).

 

Монета Каратака, Восточная династия

 

Внутренние проблемы Восточной династии не изменили положения Южной — она медленно, но верно теряла свое влияние. Результатом этого стали некие «волнения», суть которых доподлинно неизвестна, но известно, что из-за них вынужден был бежать Верика. Как и Админий, он переправился на континент и оказался под защитой Рима.

Изгнание Верики стало отличным поводом для Клавдия, только-только ставшего принцепсом, организовать маленькую победоносную войну. В 43 г. н.э. на побережье Британии высадились легионы под командованием Авла Плавтия. Часть бриттских племен под руководством Каратака выступила против римлян и была побеждена; Каратак бежал на запад, в Уэльс, где организовал новый очаг сопротивления завоевателям. Но судьба юго-востока Британии была определена — она покорилась римлянам и должна была превратиться в новую провинцию Империи. Именно в этот момент на исторической арене и появляется Тиберий Клавдий Тогидубн.

 

Сколько было Тогидубнов?

 

Находка надписи в Чичестере, расположенном в самом сердце земель, некогда принадлежавших Южной династии, позволяет сделать вывод, что Тогидубн был преемником Верики. Что произошло с самим Верикой, неясно. Но оснований подозревать переворот или другую интригу нет: Верика был стар и, вероятно, вскоре после возвращения в свое царство просто умер от естественных причин.

Кем Тогидубн доводился Верике неизвестно — будучи абсолютно лояльным Риму, он не чеканил своих монет с указанием генеалогии, как делали его предшественники. Само имя «Тогидубн», по мнению ряда современных исследователей, имеет галльское происхождение, так что новый правитель атребатов и бельгов мог быть напрямую не связан с Южной династией; впрочем, получение галльского имени может быть следом брачного союза бриттских и галльских аристократических семей. Отсутствие данных о жизни Тогидубна в доримской Британии может свидетельствовать о том, что он с детства находился в Риме в качестве знатного заложника, рос и воспитывался вместе с детьми римской элиты. В таком случае завоевание Британии открывало Тогидубну путь домой, ведь Риму был нужен «свой» человек на острове.

Однако в последнее время популярность приобрела другая версия происхождения Тогидубна. Дело в том, что Кассий Дион (историк III в. н.э.) в рассказе о римском вторжении указывает, что сопротивлением руководили два брата — Каратак и Тогодумн. Вскоре после неудачного сражения на Темзе Тогодумн скончался, и Каратак продолжил сражаться с Римом в одиночку.

Нет никаких оснований сомневаться в том, что «Тогидубн» и «Тогодумн» — разные варианты написания одного и того же имени. Отталкиваясь от этого факта, ряд исследователей (среди которых особой настойчивостью выделяются Джон Хайнд и Майлз Расселл) предложили отождествить Тиберия Клавдия Тогидубна, царя и союзника римлян, и Тогодумна, брата Каратака.

Кассий Дион мог ошибочно истолковать информацию своих источников, и превратить сообщения о выходе Тогодумна из борьбы против римлян в свидетельство гибели бриттского правителя.

Предложение считать Тогидубна и Тогодумна одним и тем же человеком интересно и остроумно. Воображение с готовностью рисует захватывающую историю: братья Каратак и Тогидубн возглавляют поход против римлян, но горечь неудач рождает раздор между ними. Тогидубн решает сохранить свое положение любой ценой и переходит на сторону Рима, который вознаграждает его землями южной династии, Каратак бежит и продолжает сражаться в Уэльсе, вновь терпит поражение и бежит на север Англии, где — из-за нового предательства — попадает в плен. При должном желании можно представить, что Тогидубн заступается за брата перед императором Клавдием, который решает пощадить побежденного предводителя бриттов и его родственников.

 

Каратак в римском плену

Красота подобной истории не должна вводить нас в заблуждение: серьёзных аргументов для объединения двух Тогидубнов в одного персонажа нет. Единственным доводом оказывается совпадение имен, которое может быть случайным (и togi-|togo-, и dubno|dumno- являются распространёнными кельтскими корнями, соответственно, составленное из них имя не было уникальным). Попытки создать Тогидубну биографию перебежчика основываются на горячем желании некоторых исследователей, в то время как имеющиеся свидетельства указывают на обратное.

 

«Орудие порабощения»

В рассказе о деятельности Авла Плавтия и Остория Скапулы, первых наместников британской провинции, Тацит сообщает:

«Некоторые племена в подчинение царю Тогидумну (еще на нашей памяти он хранил нам безупречную верность) в силу древнего и давно усвоенного римским народом обыкновения — иметь и царей орудиями порабощения» («Жизнеописание Юлия Агриколы», Пер. А.С. Бобовича, ред. М.Е. Сергеенко; исправление первой буквы имени — наше)

Это расширение царства, вероятнее всего, произошло в 47 г. н.э., когда Рим в Британии столкнулся с рядом военно-политических сложностей — покорённые бритты находились на грани бунта, а непокоренные тревожили набегами. Лишний раз подтвердив свою лояльность, Тогидубн оказал поддержку наместнику и получил за это новые земли и новых подданных.

Доверие Рима Тогидубн оправдал сполна: вся его деятельность способствовала превращению доримской Британии в полноценную римскую провинцию. Он сыграл важнейшую роль в «культурном» покорении острова, в распространении среди бриттов элементов имперского образа жизни и средиземноморских традиций.

Археологические исследования последних десятилетий подкрепляют эту мысль множеством доказательств. Важнейшими из них Тогидубна являются остатки дорогостоящих (по меркам Британии особенно) и амбициозных строительных проектов Тогидубна. В самом сердце его владений, в районе современных Чичестера и Силчестера появляются города — Новиомаг и Каллева, соответственно. Эти города больше походят не на бриттские поселения, состоящие из круглых домиков-мазанок, а на города Империи с регулярной планировкой, канализацией, каменными фундаментами, многоэтажными жилыми домами и рыночными площадями. В Новиомаге по указанию Тогидубна возводятся храмы римским богам, в центре Каллевы сооружается настоящий дворец с тосканскими и коринфскими колоннами.

 

 

Каллева атребатов, современная реконструкция

 

Неподалеку от Чичестера, в районе Фишборна начинается строительство дворцового комплекса (так называемого «протодворца») — загородной резиденции Тогидубна. Комплекс включал несколько строений со множеством комнат, большим садом и сложной водопроводной системой. Внутреннее убранство соответствовало континентальным образцам: стены и полы были выложены мозаиками и украшены росписями, видное место в интерьерах должны были занимать статуи (в том числе императоров).

 

Голова Нерона (?), Фишборн

 

 

Одна из ранних мозаик Фишборна с геометрическим орнаментом

Вероятно, еще одной инициативой Тогидубна был строительный проект в местечке Бат (древние Аквэ Сулис), которому предстояло стать главным курортом провинции. Ряд исследователей именно с активностью бриттского царя связывает возведение банного комплекса и храма Минервы, созданного по классическим средиземноморским образцам.

 

Фронтон храма Минервы в Бате, в центре — голова Горгоны.

Подобная деятельность была невозможна без привлечения внешних ресурсов. Клейма с именем Нерона, найденные на месте дворца в Каллеве, говорят о поддержке Римом строительных проектов Тогидубна. Замыслы царя невозможно было реализовать без привлечения умелых ремесленников с континента, вместе которыми на остров перебирались имперские торговцы, искавшие новые рынки. Всем им находилось место в царстве Тогидубна, с его постоянными стройками, растущими городами, шумными рынками и многочисленными лавками. В свою очередь, подданные царя — прежде всего те, кто побогаче и родовитее — всё больше приобщались к римскому образу жизни.

При этом Тогидубн отличался политической расчетливостью и осторожностью. Он поддерживал союзные отношения с несколькими римскими императорами, не пострадал в результате интриг и гражданской смуты 69 г. н.э., сумел сохранить свое царство нетронутым во время восстания Боудикки в 61 г. н.э.

Тогидубн умер в середине 70-х гг. н.э., вместе с ним закончилась история Южной династии. Его царство было разделено на три части и включено в состав провинции Британия, управляемой римским наместником. Дворец в Фишборне был перестроен и превратился в огромный и роскошно отделанный архитектурный комплекс, служивший теперь резиденцией для самого наместника провинции. В других случаях такие перемены сопровождались волнениями и открытыми восстаниями, но на юге Британии всё прошло мирно и спокойно: бритты, почувствовавшие вкус имперского образа жизни, постепенно превратились в провинциалов. И это, вероятно, главный результат правления Тиберия Клавдия Тогидубна.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.