20 мая 2024, понедельник, 21:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 апреля 2015, 10:53

Дополненная реальность: вещи, которых нет

Если вы видите вещи, которые больше никто не видит, но точно знаете, что находитесь в здравом уме и твердой памяти, то, возможно, что вы просто столкнулись с одной из самых революционных технологий нынешнего времени – дополненной реальностью.

Столкнуться с ней сейчас не так уж и сложно – технология Google Glass, конечно, по-прежнему недоступна для широкого круга интересующихся, но зато почти в каждом крупном торговом центре большого города есть место с установленным монитором и консультант, который за умеренную сумму предложит вам компьютеризированные очки и несколько реальностей на выбор. Это развлечение еще только набирает обороты, и обычно человек в очках дополненной реальности собирает небольшую толпу зевак, потому что его реакция на обыкновенный мультик, который демонстрируют на мониторе, в корне отличается от поведения людей, смотрящих на мир своими глазами. Обладатель подобных очков видит все в другом свете, его объективная и субъективная реальности совмещаются с реальностью медийной, предложенной поставщиком такой услуги, и комбинация дает удивительный результат.

Итак, augmented reality – «расширенная реальность», также часто используют сокращение AR – среда, в которой прямым или косвенным образом физический мир дополняется цифровыми данными и оперирует ими в режиме реального времени с помощью компьютерных устройств. Три основных принципа дополненной реальности: она накладывает виртуальное на реальное, взаимодействуя в настоящем времени и работая в формате 3D.

Идея и термин «дополненная реальность» пришли к нам с фронта. Тактические военные каски и шлемы, оснащенные первыми системами дополненной реальности, начали производить для американских летчиков еще в середине XX века: на встроенном в шлем дисплее пилот на уровне глаз видел данные о курсе следования и информацию о состоянии топливного бака.

Сам же термин, по одной из версий, был предложен еще в 1990 году ведущим инженером корпорации Boeing Томом Коделлом (Tom Caudell). А уже в 1994 году два профессора – американец Пол Милгрэм (Paul Milgram) и японец Фумио Киcино (Fumio Kishino) детально описали временную среду «виртуальность-реальность» как пространство между «реальностью и виртуальностью, внутри которых расположена дополненная реальность, которая ближе к реальности, и дополненная виртуальность, близкая к виртуальности». Однако проще понять эту терминологию, рассмотрев ряд устройств, использующий этот реальностный континуум.

Сейчас огромное количество специализированной техники снабжено приставкой со словосочетанием «дополненная реальность». Также есть сотни программ для смартфонов, позволяющее при помощи AR получить необходимую информацию об окружении: специальные браузеры и спецсофт для некоторых сервисов или единичных моделей. Шумиха вокруг дополненной реальности и растущая популярность этой технологии у потребителей связаны с тем, что вычислительная мощность и набор датчиков в аппаратных платформах для смартфонов и планшетов позволяют производить наложение любых цифровых данных на  изображение, получаемое в реальном времени со встроенных видеокамер. Множество приспособлений в этой области техники встречается в виде «умных» нательных аксессуаров для ежеминутного контакта со средой AR.

Всем известно изобретение корпорации Google – их гарнитура для смартфонов Project Glass. Недалеко ушла и конкурирующая технологическая фирма Vuzix, которая трудится над разработкой Smart Glasses M100. Подобные исследования в усовершенствовании смарт-очков и других нательных устройств проводят и другие большие компании, например, такие гиганты как Canon, а также некоторые малоизвестные it-компании, начинающие с подобных стартапов. Canon же разрабатывает вовсе не очки-фотоаппараты, как можно было бы подумать, а специальные очки для профессиональных художников и дизайнеров.

В медицине использование AR тоже чрезвычайно актуально. Современная лапароскопия использует реальное изображение и дополненное изображение, полученное с помощью контрастного рентгенологического исследования. Таким образом, врач точно знает, где находится какое-либо повреждение тканей пациента.

Однако самое широкое распространение технологии AR получили именно в военной технике, откуда они родом. В современных боевых пилотируемых летательных аппаратах почти всегда присутствуют AR-индикаторы – на приборной панели, на лобовом стекле или внутри шлема летчика. Как правило, это выглядит как координатный код или текст, они позволяют экипажу получать приказы от командования и отображает нужную информацию на фоне полетной обстановки, то есть, летчик может не отвлекаться на панель управления. Это может сэкономить время и дать существенное тактическое преимущество во время воздушных атак или длительных маневров. Некоторые подобные системы могут выполнять полетные команды простым поворотом головы или одним движением глазного яблока.

Также есть особый кластер компьютерных игр, которые производят обработку сигналов с видеокамер. Они также накладывают на отображение окружающего мира основные атрибуты AR – особенно эффектно это выглядит в 3D-шутерах.

Также элементами дополненной реальности активно пользуются и в печатной продукции. Тут свою роль сыграло распространение так называемых AR-браузеров, таких как Wikitude, Layar, blippAR и прочих. В любые издания и даже в географические карты в любом заметном месте помещают специальные метки для визуализации цифровых объектов. В роли дополняющей информации могут выступать буквы, цифры, гифки, видео, звуковые файлы, любые трехмерные объекты, статичные или динамические — то есть, практически все цифровые данные. С помощью программ, установленных на планшетах и смартфонах, пользователи сканируют метки и получают доступ ко вложенному содержимому.

В газетах и журналах дополненная реальность представлена в основном в виде рекламы, в качестве привлекающего внимание читателей, удачного маркетингового хода. Однако все чаще встречаются проекты, направленные на решение остросоциальных, а не коммерческих задач: в качестве показательного примера тут можно привести пример инициативы японского еженедельника Tokyo Shimbun, тексты которого с помощью гаджетов адаптируются для детской аудитории, эти меры направлены на создание общего информационного поля в семье и укрепление родственных связей. Также существуют европейские проекты, в которых тексты с помощью мобильных устройств адаптированы для слабовидящих людей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.