20 мая 2024, понедельник, 21:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Как будут создавать российскую обитаемую лунную станцию

Освоение Луны (1965 г.)

В конце прошлого месяца «Интерфакс» распространил сообщение о том, что Роскосмос рассматривает возможность создания обитаемых станций на Луне до 2030-го года. Были приведены слова Юрия Макарова, начальника управления стратегического планирования и целевых программ Роскосмоса, о том, что для создания этих станций будут использованы имеющиеся на естественном спутнике Земли вода и строительные материалы.

В сообщении была маленькая оговорка – если будет найдена вода. Больше ничего о лунных станциях сказано не было. За разъяснениями корреспондент Pro Science обратился к доктору физико-математических наук Игорю Митрофанову, заведующему лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН. Его космические интересы обширны, они включают и исследования Луны: поиски и обнаружение воды на ее полюсах, участие в научном руководстве проектов по созданию посадочных лунных модулей, научное обоснование будущих лунных станций.

Игорь Митрофанов: Сегодня трудно сказать, что будет представлять собой лунная станция и когда до нее дойдет дело. В ближайшее время, то есть в 2015-м, 2016-м и 2017-м годах, мы будем посылать туда один за другим три автоматических аппарата – два посадочных и один орбитальный. И только после того, как мы получим от этих аппаратов информацию, можно будет говорить о том, что собой будет представлять станция на Луне.

Относительно недавно выяснилось, что лунные полюса – это достаточно новая лунная территория, которая раньше не исследовалась ни программой «Аполлон», ни нашими автоматическими аппаратами. Похоже, что в полярном реголите очень много летучих веществ, там, кажется, есть вода, и все это надо исследовать. И от результатов этих исследований будет сильно зависеть планирование следующих лунных проектов, и в том числе планы по созданию станции.

Лунные полюса – это достаточно новая лунная территория, которая раньше не исследовалась. В полярном реголите очень много летучих веществ, там, кажется, есть вода.

Если вдруг появится такая станция, что она собой будет представлять?

Облик станции в значительной степени будет определяться, во-первых, тем, какие природные ресурсы мы найдем на полюсах, и, во-вторых, тем, насколько будет налажено взаимодействие автоматических  и пилотируемых аппаратов. Только тогда можно будет решить принципиально важный вопрос о том, будет ли это лунная станция местом постоянного присутствия людей, или это будет автоматический полигон.

В первом случае туда вахтовым методом будут летать космонавты, там постоянно будет находиться экспедиция посещения. Тогда надо рештть много вопросов с радиационной безопасностью людей, доступной энергетикой, постоянной связью и так далее.

Если же это будет все-таки автоматический полигон, то он будет постоянно наращиваться, развиваться, но люди будут туда летать уже только по необходимости, когда надо либо развернуть какой-то новый прибор, ввести в строй какую-то новую систему или, может быть, что-то починить. В этом случае вопросы пребывания там людей будут решаться иначе и, может быть гораздо более просто. И какой вариант выбрать, каким будет оптимальное соотношение автоматических и пилотируемых средств, это сейчас пока не очень понятно. Варианты нужно обсуждать, но определенности здесь пока нет.

В НАСА тоже идут разговоры о лунной станции. Какой они ее себе представляют?

Сегодня, я думаю, в НАСА также нет четкости в этом вопросе. Раньше, при Буше, когда работала программа Constellation, там все было довольно конкретно – выстроены этапы, расписаны полеты, составлены графики развертывания станции на Луне. При Обаме векторы поменялись. В рамках новой концепции разговор идет больше о том, чтобы разрабатывать такие новые космические системы и средства, которые позволят летать в дальний космос – и на Луну, и на астероиды, и на Марс. И , как мне кажется, американцы пока еще сами не очень определились, что у них будет во-первых, что во-вторых, а что в-третьих.

В этом смысле наша концепция представляется более определенной. У нас преобладает мнение, что вначале следует целиться в направлении Луны, создавать средства для того, чтобы туда могли летать автоматы, пилотируемые полеты, изучать лунные ресурсы, понимать, насколько эти лунные ресурсы нам пригодятся, насколько мы сможем их использовать для будущего освоения Луны. Также  разговор идет о создании на Луне первой астрономической обсерватории для проведения наблюдений, которые следует проводить в космосе, но неудобно проводить с борта автоматических аппаратов или с МКС.

А какими телескопами предполагается оснастить эту обсерваторию?

Самыми разнообразными! Ведь на самом деле, чем будет отличаеться обсерватория на поверхности Луны от обсерватории на борту космического аппарата? Ее главное отличие в том, что она практически вечная. Так же, как вечны земные обсерватории, такие, как Зеленчукская или Крымская. То есть там уже есть обустроенные городки, там создана и работает инфраструктура – проводятся наблюдения, создаются новые телескопы, ремонтируются старые, происходит оснащение и т.д. А космические обсерватории типа «Комптона» или «Хаббла» изначально ограничены временем жизни космического аппарата, и в итоге мы всегда их теряем.

Космические обсерватории типа «Комптона» или «Хаббла» ограничены временем жизни космического аппарата, и в итоге мы всегда их теряем.

Обсерватория на Луне – это еще и новые возможности астрономических наблюдений. Если там развернуть радио-обсерваторию, то это будет означать новые возможности по диапазонам, в которых никто раньше не работал. Во-вторых, можно сделать рентгеновский и гамма-телескопы, которые можно наращивать по площади, и фактически не будет ограничений ни по весам, ни по размерам. И, главное, все это можно постепенно подключать, создавая все более и более крупные и сложные инструменты. Конечно, на лунном полюсе должна быть и солнечная обсерватория, которая будет проводить постоянный мониторинг солнечной активности.

С помощью обсерватории на Луне можно существенно повысить противодействие астероидной опасности, о которой сейчас так много говорят. Там можно установить мониторы астероидов и комет, которые будут постоянно наблюдать за небесной сферой, при этом не зависеть ни от погоды, ни от каких-либо других условий наблюдения с поверхности Земли. То есть лунная обсерватория – очень перспективная вещь, и ее наверняка будут создавать ведущие космические державы. При этом полюса для этого наиболее интересны, потому что, например, с Южного полюса Луны вы постоянно можете наблюдать район центра нашей Галактики, а это вероятно самый интересный и самый важный объект нашей звездной системы.

С помощью обсерватории на Луне можно существенно повысить противодействие астероидной опасности.

Чем, кроме телескопов, может быть интересна лунная станция?

Во-первых, сам по себе очень интересен лунный реголит. По химии он обычен, но под воздействием космических лучей его частицы приобрели особые свойства – высокую химическую активность, то есть способность очень активно взаимодействовать с другими веществами. Я думаю, что это свойство интересно исследовать не только с точки зрения его использования на Луне, но, может быть, в перспективе и для создания новых технологий. Второе, чем интересна Луна – это ее природный вакуум. Он позволит создавать на лунной поверхности различные исследовательские или промышленные установки, которые или невозможно, или трудно организовать на Земле.

Лунный реголит

И важно, что на Луне есть тяжесть. Ведь сейчас на МКС люди постоянно борются с последствиями невесомости. И если на Луне будут постоянные экспедиции, то задача невесомости будет для них практически решена. Остается только задача радиационного риска, возникающего во время серьезной солнечной вспышки. Однако и этот вопрос безопасности можно будет решить достаточно просто – для защиты экипажа от радиации достаточно будет сделать укрытие со слоем реголита толщиной порядка полутора метров. Создание такого укрытия в открытом космосе потребует существенного увеличения массы космического аппарата.

Итак, если я вас правильно понял, Россия делает упор на Луну, американцы с этим пока не определились. А что, по-вашему, важнее – Луна или Марс?

Это разные масштабы. Конечно же, стратегическая задача космонавтики – это, безусловно, Марс. Во-первых, надо решить вопрос о наличии там жизни в прошлом или в настоящем. Это вопрос естествознания номер один. И, во-вторых, ясно, что в Солнечной системе это единственный плацдарм, на котором в принципе может обосноваться и существовать земная цивилизация. Но это перспектива на тысячу, может быть, на десять тысяч лет. А Луна – это ближайший шаг.

Луна - это космический остров рядом с нами и естественно, его надо осваивать. Марс – это далекий материк, к которому лететь долго и опасно.

Луна – это ближайший космический островок в нашей окрестности, где в принципе можно сделать базу. Мы уже говорили про лунные обсерватории. Но в будущем может оказаться, что космические инженеры придут к выводу, что проще лететь в дальний космос, создавая перелетные средства на Луне. Если мы подтвердим, что на Луне действительно много воды, то тогда можно будет вырабатывать горючее для дальних космических перелетов прямо на Луне, а не вытаскивать его мощными ракетоносителями из глубокой гравитационной ямы Земли. Напимер, пилотируемый модуль марсианского аппарата можно будет отправлить с Земли, а транспортные и грузовые модули - с Луны. Может быть, в будущем там придется сделать космический порт. Луна - это космический остров рядом с нами и естественно, что надо его осваивать. Марс – это далекий материк, к которому лететь долго и опасно. И прежде, чем лететь на Марс, надо научиться преодолевать эти опасности, надо прежде хорошо освоить космическое пространство между Землей и Луной.