20 мая 2024, понедельник, 21:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Новые технологии слежки в соцсетях

Новые шкатулки сочувствия. Работают в режиме «хендс-фри». Иллюстрация Перри Кинмана к произведениям Ф. Дика.
Новые шкатулки сочувствия. Работают в режиме «хендс-фри». Иллюстрация Перри Кинмана к произведениям Ф. Дика.

Компания Raytheon, разрабатывающая программные решения в области безопасности, создала сервис, который позволяет следить за передвижением людей, их привычками и социальными контактами, а также, что еще более важно, предсказывать поведение отдельных персонажей в недалеком будущем. 

Речь идет о программном комплексе RIOT (Rapid Information Overlay Technology). Программа собирает данные из Facebook, Twitter, Google+ и других популярных социальных сетей, а также геолокационных сервисов вроде Forqsquare. Все полученные сведения обрабатываются фильтрами, и владелец RIOT может получить аналитику, составленную на базе разрозненных фактов, понять, в каких местах человек находится чаще всего, с кем он встречается, о чем думает и что планирует.

О проекте RIOT журналисты фактически узнали случайно: компания о нем общественности не рассказывала, аргументируя это тем, что речь идет об «экспериментальном проекте» с неясными коммерческими перспективами. Понятно, что продажи такого ПО принесут Raytheon новые миллиарды долларов. Патент на RIOT компания уже получила.

По оценкам экспертов, в 2012 году компания Raytheon выручила от продажи своих продуктов 25 млрд. долларов. 90% выручки формируется благодаря оборонным заказам Пентагона. 

RIOT на базе разрозненных фактов из соцсетей и данных геолокационных сервисов составляет информацию, в каких местах человек находится чаще всего, с кем он встречается, о чем думает и что планирует.

Как это работает, сотрудники компании рассказали газете Guardian. В качестве образцовой мишени главный исследователь компании Raytheon Брайан Йеч выбрал одного из своих подчиненных по имени Ник. Программа быстро собрала не только его фотографии, размещенные в социальных сетях, но и геотэги, указывающие, где сделан тот или иной снимок, которые «подшивает» встроенный GPS-модуль мобильного телефона.

Например, когда Ник находился на бейсбольном стадионе Nationals Park в Вашингтоне, то сделал там фото крупным планом с одной девушкой со светлыми волосами. Понять, где Ник находился, исходя просто из фотографии, невозможно, но RIOT нашел нужную информацию по тем самым геотэгам. Если Ник активно пользуется социальными сетями и часто выкладывает в сеть посты, «чекины» и фотографии, то RIOT запросто составляет диаграмму мест, в которых он бывает чаще всего, отследив при этом примерный распорядок дня «жертвы».

Деятельность этой частной фирмы уже вызывает негативную реакцию правозащитников. Они полагают, что компания своими продуктами нарушает право человека на частную жизнь - пусть даже этот человек добровольно выкладывает информацию о себе в интернете.

По слухам, разработку программы, которая умела бы извлекать данные из социальных сетей и позволяла следить за «подозрительными субъектами и группами», заказывала ФБР.

Джинджер Маккол, юрист вашингтонской организации Electronic Privacy Information Centre, отмечает, что RIOT позволяет следить за всеми и везде, причем объект слежки ничего об этом знать не будет. По сути, это шпионская программа, электронный частный детектив. Хотя в большинстве стран Европы и в США выслеживание уже фактически лишено смысла: люди сами сообщают о себе слишком много информации. 

Сейчас в Raytheon говорят, что никому свою уникальную программу  не продавали. Но известно, что в 2010 году одним из ключевых клиентов компании стало американское правительство. Для властей специалисты Raytheon создавали целый комплекс сложнейших программных решений, способных обрабатывать «триллионы данных» из виртуального пространства. По слухам, разработку программы, которая умела бы извлекать данные из социальных сетей и позволяла следить за «подозрительными субъектами и группами», заказывала ФБР.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.