21 мая 2024, вторник, 00:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 декабря 2012, 14:36
Марина Абрамович

О технологиях, которые крадут время

Симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук»
Симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук»
Alan Vouba/LABORATORIA Art&Science Space

Прыжок в будущее

LABORATORIA Art&Science Space под руководством Дарьи Пархоменко организовала и провела международный научно-художественный симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук» с участием крупнейших ученых в этой области и нескольких известных современных художников. Площадкой проведения ноябрьского мероприятия стал Лекторий Политехнического музея. 

Идея симпозиума возникла после перформанса Марины Абрамович  «В присутствии художника», в котором художница смотрела в глаза зрителям.Ей захотелось узнать, можно ли научно описать глубокий психологический контакт, возникающий между людьми при длительном контакте глаз. В ходе симпозиума состоялся диалог ученых и художников о творческой природе человека, возможностях искусственного интеллекта и происхождении человеческого сознания. В заключение в Лаборатории было проведено исследование под руководством психофизиолога Александра Каплана. Марина Абрамович делится впечатлениями с корреспондентом Pro Science:

Марина Абрамович
Фото: Manfred Werner/Wikimedia Commons

Марина Абрамович: Симпозиумы никогда не дают ответов на вопросы, но они раскрывают ум во многих отношениях. Для меня это, возможно, лучший симпозиум за долгое время: здесь представлено такое разнообразие людей и обсуждаемых тем! Одной из наиболее интересных для меня оказалась встреча с господином Дубровским - у него такая поразительная энергия в его 83 года!

Самое главное, что я вынесла с этого симпозиума, - это очень простая вещь: все, что нам надо, - изменить сознание. Если мы поменяем сознание, то сможем решать проблемы совершенно иначе. И для меня очень важным было участие специалистов по роботам. Оказывается, то, о чем писалось в научно-фантастической литературе, уже стало реальностью. Искусственный интеллект может управлять нашей планетой. Вопрос только в том, когда это произойдет. И мы не понимаем опасности технологии в нашей жизни. Мы полностью погружаемся, например, в фейсбук...

Я увидела возможность построения действительно осмысленных отношений между наукой и искусством.

Для меня прозвучал сигнал тревоги, и я задалась вопросом о моральных представлениях ученых. То, чем они занимаются, - безусловно, очень интересно, но как это повлияет на нашу жизнь? Ведь все эти изобретения оказываются в руках политической власти - и можно себе представить, как она воспользуется ими!

Но также я увидела возможность построения действительно осмысленных отношений Мы должны лучше узнать друг друга, ученым надо понять мир искусства, а нам - их мир, тогда эта связь между нами углубится. между наукой и искусством. Кое-что уже происходит, но мы должны пойти глубже. Здесь были представлены в основном ученые, художников было слишком мало. Следующий раз пусть будет поровну. И мы должны пройти через какое-то очищение, провести вместе на природе несколько дней - и уже после этого начинать говорить.

Мы должны лучше узнать друг друга, ученым надо понять мир искусства, а нам - их мир, тогда эта связь между нами углубится. Вчера я предложила провести такой семинар на природе, не есть пять дней, вместе убираться в доме - тогда что-то может измениться.

Речь всегда идет об индивидуумах, химическом взаимодействии между ними, мы не можем привлечь на свою сторону большинство, но можем затронуть какое-то меньшинство.

И как люди воcприняли это предложение?

Ни к чему конкретному мы не пришли. Ведь все это надо организовывать, людям нужно менять свое расписание. Я думаю, вряд ли это произойдет, но два или три человека, возможно, увидят для себя смысл в том, чтобы такое случилось. Речь всегда идет об индивидуумах, химическом взаимодействии между ними, мы не можем привлечь на свою сторону большинство, но можем затронуть какое-то меньшинство.

Когда вы начинали показывать перформанс, вы думали о том, что он будет связан с наукой?

Нет. У меня вообще дело обстоит так, что меня ведет не мой ум, а мои перформансы. Они ставят передо мной очень сложные задачи. Я погружаюсь в это - и возникает опыт, и благодаря этому опыту я всегда оказываюсь в каком-то новом месте. Так проходит вся моя жизнь.

Я ничего не придумываю заранее, я просто делаю, живу этим. И вот после трех месяцев этого сидения, которое было очень сложным, ученые сами вышли на меня, потому что у них не было добровольцев, чтобы они могли провести с ними подобный эксперимент. А я была готова сидеть так долго, как было им нужно, потому что мне по-настоящему интересно - что же там происходит в мозгу во время таких медитативных состояний, это не просто такой фокус-покус, вызывающий сильную реакцию людей.

Происходит контакт с очень сильной энергией поля, которую можно почувствовать почти физически. Причем в отличие от картины здесь эта энергия никак не фиксируется, но лишь проявляется в определенный момент времени. Поэтому так важно зафиксировать ее научно, чтобы было какое-то доказательство ее существования. Эта энергия может изменить жизнь людей, для меня это важная задача.

Технология крадет наше время. Интернет - самая большая опасность. Если мы не научимся возвращаться к простоте - мы проиграли.

Я хотела бы создать долговременный институт. Время - это все. Погрузиться во время перформанса - это то, что необходимо испытать публике. Все в жизни так скоротечно, поэтому искусству необходимо становиться все дольше и дольше. У меня постоянно нет времени, но так я провожу три или пять месяцев - а потом я позволяю себе взять все время. Я обрываю все контакты.

Вот посмотрите - сейчас, чтобы дать это интервью, необходимо как-то выкроить пять минут. Но тогда я принимаю решение: все, я ухожу в джунгли на два месяца. Это единственный способ прийти в равновесие. Нам необходимо время от времени возвращаться к себе. Ведь технология крадет наше время. Интернет - самая большая опасность, и мы даже не замечаем, что ушли в него с головой. Он кажется таким невинным и таким полезным - но вот ты встаешь утром, садишься читать электронную почту - и вот уже наступил вечер, а ты все там же.

Ответственность художника в обществе -  ставить правильные вопросы. Художник сегодня - это солдат.

Технология постоянно питается нами, вся личная жизнь, даже эмоции - все подчинено этому. Мы все время пишем текстовые сообщения вместо того, чтобы встречаться с настоящими людьми. Технология правит нами. И если мы не научимся возвращаться к простоте - мы проиграли. Что за будущее нас ждет при таком господстве технологии? И вот в этом ответственность художника в обществе.

Мы должны ставить правильные вопросы, чтобы люди начали понимать, что происходит. Художник сегодня больше не может замыкаться в самодостаточном мире мастерской, пьянствовать, совершать творческие открытия - и быть в стороне от мира. Нам до всего должно быть дело. Мы должны быть вместе с людьми и должны вести сражение. Художник сегодня - это солдат.


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Кирил Меламуд

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.