Профессор Филлис Ли из Университета Стирлинга (Шотландия) и ее коллега Синтия Мосс в течение 38 лет наблюдали за стадом слонов в национальном парке Амбосели (Кения). Проанализировав поведение особей по 26 критериям, они обнаружили 4 основные характеристики личности, которые играют ключевую роль в том, насколько семья успешна и как справляется с угрозами и бедствиями, такими как голод или засуха.
Во-первых, у слонов, как и у многих животных, живущих группами, имеются лидеры. Это особи, которые побуждают остальных начать движение, издавая особые сигналы, и влияют на его направление. Вот только если, к примеру, у шимпанзе и макак лидерами становятся доминантные и агрессивные индивиды, то у слонов в почете интеллект и умение решать проблемы, что очень необычно для животных. В наблюдаемом стаде «вожаком» была самая старшая самка Эхо; ее дочь Энид и вторая по старшинству самка Элла также проявляли лидерские качества.
Другой тип – шалуны. Это молодые и более любопытные и активные слоны. 40-летняя самка Эудора была самой игривой из стада, причем на протяжении всей жизни, в то время как другие слоны с возрастом становились более серьезными.
Третий тип – нежные слоны. Таковыми были 27-летние самки Элеанор и Элиот, которые гладили сородичей и терлись о них чаще остальных.
Наконец – надежные труженики. Эти слоны наиболее последовательны в принятии верных решений, они помогают ухаживать за детенышами, спокойны перед лицом угрозы. Эхо и ее младшая дочь Эбони были самыми надежными. По словам профессора Ли, слоны с этими качествами лучше всех интегрированы во внутригрупповые отношения, а те, которые менее надежные и более дерзкие, чаще отделяются от стада, а также производят меньше потомства.
Ученые изучили только одну группу слонов, состоящую из самок, и намерены теперь взяться за не столь успешное стадо, чтобы понять, есть ли в нем другие типы личности, оказывающие негативное влияние. «Мы также ничего толком не знаем о типах личности у самцов, – говорит Филлис Ли. – Самцы строят крепкие дружеские отношения, и старшие, как правило, воспитывают младших, которые следуют за ними и перенимают опыт».
О своей работе исследователи рассказали в публикации в Journal of Comparative Psychology.