20 мая 2024, понедельник, 22:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Евгения Куйда - о социальном активизме и финансовой системе будущего

Скриншот с сайта Bribr.org
Скриншот с сайта Bribr.org

Прыжок в будущее

Евгения, почему именно коррупция?

В прошлом году, весной, мы поехали в США на технологическую конференцию в Остин, в Техас. На лекции Эла Гора и Шона Паркера был разговор про то, что делать с индустрией технологий. Речь зашла о том, что основная масса новых проектов связана с развлечениями, и крайне мало появляется социально значимых. Лекторы обратили внимание на индийский стартап - сайт, где можно рассказать, как вас вынудили дать взятку. Мы подумали, что в России тоже должна появиться такая площадка.

Bribr представлен в виде и сайта, и мобильного приложения, в котором можно анонимно проинформировать о взятке. Какое количество данных удалось вам собрать и проанализировать за первый месяц работы?

Пока очень мало. Данных для полноценной статистики, конечно, на данный момент недостаточно, - мы надеялись, что будет больше. С другой стороны, проект совсем молодой, мы долго никому не говорили о нем, никак не пиарили его. Когда данных о взятках, которые шлют нам пользователи, накопится побольше, станет гораздо интереснее. Пока это скорее просто курьезная, любопытная информация.... но в то же время приходит очень много обратной связи, люди пишут письма с целыми историями, рассказывают, как их принуждали к коррупции. Даже один китаец написал, как его в аэропорту Пулково заставляли давать взятки. Это очень трогательно. Поэтому сейчас мы больше думаем об обновлениях приложения - в середине ноября появится новая версия, где будет возможность добавлять комментарии.

Судя по данным Bribr, получается, что институты и детские сады – самые популярные места среди взяткодателей?

Да, хотя я была уверена, что будет много информации от автомобилистов о взятках на дорогах. Но ведь у нас один из ключевых принципов - анонимизация, мы не берем информацию про имена тех, кто принуждает к коррупции - поймать за руку никого нельзя. Задумка проекта была в том, чтобы привлечь внимание к проблеме.

Неужели цель - лишь сам процесс собирания данных?

Нет, ну не только, конечно, хотя процесс разработки (я уже говорила, мы сейчас новую версию тестируем) лично меня абсолютно захватывает. Социальные стартапы так или иначе ставят целью борьбу с тем, что в обществе устроено неправильно или несправедливо. ЖКХ, дороги... Стенки в подъездах, изрисованные ужасными словами.  Безусловно, по большому счету Bribr - это в контексте социального активизма, который на наших глазах появляется - в самых разных видах. Кстати, о нашей команде - люди готовы работать не за деньги, что  мне кажется крайне важным.  К нам пришло много людей; мы работали бесплатно, но появляются добровольцы, много молодых людей, у которых есть хорошая основная работа, но которые готовы потратить на Bribr свободное время.

А вообще какие вы знаете другие яркие социальные IT-проекты?

Пока мы разрабатывали приложение, появилось много подобных начинаний - “Росвзятка”, например, - и замечательно, что их становится много! “Связной” делает сейчас что-то большое; появляются приложения для парковок, “РосЯма”, “ОВД-инфо”, MosParking. Это точный признак движения в правильную сторону. Если будет возможность, время и люди, имеет смысл сделать фонд - не фонд... одним словом, будем собирать команду.

У нас больше планы на bribr, хочется сделать большое информационное движение, нечто вроде индекса Биг Мака - выявляя среднюю температуру по палате.

“Средневзяточную” единицу?

Да, собираемся формировать такой медийный индекс. А еще мы придумали какое-то количество стикеров-историй. Когда ты все время их видишь перед глазами, есть шанс, что это может повлиять на нашу общую атмосферу.

Повлиял ли Bribr на какой-нибудь ДЕЗ, возмутился ли какой-нибудь чиновник?

У нас же нельзя писать имен.

Но у вас есть премодерация?

Есть 24 часа, в течение которых мы смотрим, внести ли данную конкретную взятку на сайт. Смотрим, что оставляем, а что нет. Мы общаемся, с Навальным вот говорили на тему какой-то совместной платформы.

Мне дико интересно, как люди реагируют. Думая о развитии информационного портала, вариантах объединения, мы разговаривали с Transparency International, - всем это любопытно. Было даже предложение отдать дизайн и технологию Transparency International,  - чтобы все, кто бы захотел сделать у себя в стране нечто подобное, могли бы воспользоваться нашим кодом и дизайном.

Когда разработки вроде вашего Bribr’а смогут влиять на ситуацию в стране в целом? Сейчас ведь такие платформы затрагивают разве что узкий слой жителей крупных городов, которые имеют доступ к смартфонам, к этим устройствам.

На самом деле, не такой уж и узкий - сейчас у 15% населения есть смартфоны. Другое дело, что, к сожалению, пока и правда нет технологий, позволяющих так вот просто взять - и влезть всем в телефон со своей информацией и приложениями. В будущем обязательно кто-то сможет точно угадать с идеей, которая затронет каждого. Тут вопрос уже не только социальных приложений, но и оппозиционной политики. Кто поймет, что надо говорить, чтобы затронуть массовые интересы, тот и сделает что-то важное и изменяющее общество.

Наша же конкреная история с Bribr - это не такой охват. Ведь хотя, судя по статистике, каждый третий или второй житель России дает взятки, - проблема коррупции не затрагивает 100% населения. Но вот мы сейчас уже другую штуку придумываем - это будет что-то вроде банка, финансовая система будущего.

Со своими деньгами? или вообще без денег?

Ну да, со своими деньгами. Это будет, надеюсь, уже бОльшая история про Россию, с массовым охватом смартфонных пользователей. И это мы делаем не как что-то новое и модное - это система будущего.

Раз уж речь зашла об оппозиции - вы лично участвуете в протестном движении?

Так получилось, что последнее время я училась в институте за границей и не могла приехать на проходившие здесь митинги. Хотя один раз я приехала - специально. Но, конечно, все друзья мои в этом движении участвуют, что-то организовывают. Тут надо сказать, что на самом деле Bribr - это для меня хобби. Очень мало остается на него времени, что обидно. Надо бы заниматься поплотнее.

К вопросу об “охвате” пользователей - какими социальными теориями вы руководствуетесь, работая с этим процентом? О каком общественном устройстве в России вы мечтаете?

Мне, к счастью, удалось съездить поучиться на год в Лондон и на год в Нью-Йорк. Я смогла посмотреть, как устроена их жизнь. И вот мне казалось, что, все-таки, в России неизбежно давать взятки. Но на одном из первых уроков по макроэкономике обсуждалось, как коррупция влияет на ВВП - ведь не доказано, что она с ВВП напрямую коррелирует, и немного коррупции - это даже неплохо для “смазки” неработающих государственных механизмов: невозможно наладить идеальную машину. Вот поэтому наш проект не совсем даже про благоустройство, а скорее про отношение людей.

Отношение - к чему именно?

Смотрите, мы как-то раз обсуждали в небольшой группе иностранцев в институте проблему нашего отношения к коррупции. Я сказала, что иногда это - удобно. На меня настолько выразительно вдруг посмотрели все! Молча... С таким видом, будто я пошутила про нацистов. Мне стало ужасно стыдно. Так нельзя делать - и вот это различие в личном отношении для меня все перевернуло. Представьте, вот ты Лондоне, вот очередь на автобус, и ты - не можешь пройти вперед очереди. Хотя, казалось бы, вполне реально - сколько угодно побороться за место первого.  Если ты понимаешь, что неприлично так себя вести, неприлично в маршрутке по телефону орать громко, ведь люди вокруг злятся, - то вот оно. Если ты даешь взятку на работе или взятку на дороге, это и есть часть системы, при которой только богатые дети поступят в хорошие институты. Пока ты это не начнешь осознавать… Это в равной степени вопрос как отношения человека, так и государственных изменений.


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Василий Голованов

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.