3 июня 2024, понедельник, 07:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Самый далекий радиовсплеск

ESO/M. Kornmesser

Международная группа астрономов обнаружила «быстрый радиовсплеск», при котором менее чем за миллисекунду выделилось энергия, эквивалентная излучению Солнца за 30 лет. Он самым далеким из когда-либо зафиксированных быстрых радиовсплесков. Галактика, в которой располагается его источник, находится за восемь миллиардов световых лет от нас. Об открытии сообщила Европейская Южная обсерватория.

Открытие всплеска, получившего обозначение FRB 20220610A, было сделано в июне прошлого года радиотелескопом ASKAP в Австралии. Затем ученые использовали Очень Большой телескоп (VLT) Европейской Южной обсерватории, чтобы найти галактику, в которой находится его источник. В исследовании использовались также данные Обсерватории Кека на Гавайских островах. Открытие подтверждает, что быстрые радиовсплески можно использовать для измерения «недостающей» материи между галактиками.

Современные методы оценки массы Вселенной дают противоречивые ответы и бросают вызов стандартной модели космологии. «Если мы подсчитаем количество обычной материи во Вселенной — атомов, из которых мы все состоим, — мы обнаружим, что более половины того, что должно быть, отсутствует, — рассказывает один из руководителей исследования, профессор Райан Шеннон из Суинбернского технологического университета Technology. — Мы думаем, что недостающая материя скрывается в пространстве между галактиками, но она может быть настолько горячей и рассеянной, что ее невозможно увидеть обычными методами. Быстрые радиовсплески улавливают этот ионизированный материал. Даже в почти совершенно пустом космосе они могут «видеть» все электроны, и это позволяет нам измерить, сколько вещества находится между галактиками. Хотя мы до сих пор не знаем, что вызывает эти гигантские всплески энергии, исследование подтверждает, что быстрые радиовсплески являются обычным явлением в космосе и что мы сможем использовать их для обнаружения материи между галактиками, чтобы лучше понять структуру Вселенной».

Нынешний результат представляет собой предел того, что сегодня достижимо с помощью телескопов, но вскоре у астрономов будут инструменты для обнаружения еще более старых и более удаленных радиовсплесков и определения их исходных галактик. Международная обсерватория «Квадратный километр» (Square Kilometre Array Observatory) сейчас строит два радиотелескопа в Южной Африке и Австралии, которые будут способны обнаруживать тысячи радиовсплесков, в том числе очень далекие, которые невозможно обнаружить с помощью имеющихся средств. Чрезвычайно Большой Телескоп ESO, строящийся в чилийской пустыне Атакама, станет одним из немногих телескопов, способных изучать галактики-источники всплесков, возникших даже дальше, чем FRB 20220610A.