20 мая 2024, понедельник, 22:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Приручение лантаноидов

Лантаноиды
Лантаноиды
Wikimedia Commons

Физики из МФТИ и СПбГУ совместного с европейскими коллегами научились определять направление магнитного момента атомов лантаноидов в приповерхностных индивидуальных слоях кристаллов по спектру фотоэмиссии. С помощью разработанного метода ученые смогут надежно осуществлять контроль за направлением магнитного момента в тонкопленочных монокристаллических соединениях лантаноидов в зависимости от температуры и структуры соединений. Предложенный подход будет полезен при разработке широкого круга технологически значимых гетероструктур и слоистых нанообъектов, мономолекулярных магнитов, а также магнитно активных супрамолекулярных соединений, содержащих лантаноиды. О работе сообщает пресс-служба Московского физико-технического института.

Лантаноиды — это семейство редкоземельных металлов, обладающих большим магнитным моментом. Сегодня лантаноиды находят широкое применение в производстве электроники, магнитов, лазеров, оптического волокна, металлургии, химической и ядерной промышленности и во множестве других областей. По химическим свойствам лантаноиды очень схожи между собой, что объясняется строением электронных оболочек их атомов. В соединениях лантаноиды в большинстве случаев оказываются трехвалентными. По мере увеличения заряда ядра внешние 5d- и 6s-электронные оболочки остаются незаполненными, но происходит заполнение сильно локализованных 4f-электронных орбиталей. Электроны 4f-оболочки и определяют магнитные свойства лантаноидов. Поскольку электроны частично заполняют 4f-оболочку, ее форма оказывается несимметричной и возникает магнитный момент. В соединениях на эту электронную оболочку действует электрическое поле самого кристалла, и при низкой температуре она поворачивается, чтобы минимизировать энергию. С ней поворачивается и магнитный момент. Когда температура растет, повышается вероятность перехода электронов на более высокие энергетические уровни — меняется форма оболочки, ее ориентация и среднее направление магнитного момента. Ученым важно знать зависимость направления от температуры и строения материалов, чтобы создавать наноструктуры из лантаноидов с заданными магнитными параметрами. Такие структуры, например, применяются в спиновой электронике — когда информацию переносит не электрический ток, а ток спинов.

В предыдущей работе физики из Центра перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ и СПбГУ показали, что наклон магнитных моментов сильно влияет на спектр фотоэмиссии 4f-электронов. Фотоэмиссия — физический метод исследования, основанный на выбивании светом электронов с поверхности материала. Эти электроны попадают в анализатор, который измеряет их энергию. Ученые предположили, что по фотоэмиссионным спектрам, снятым при разных температурах, можно определить наклон магнитных моментов и его температурную зависимость. 

Первый автор работы, ведущий научный сотрудник лаборатории фотоэлектронной спектроскопии квантовых функциональных материалов МФТИ Дмитрий Усачёв рассказывает: «Фотоэмиссия хорошо подходит для изучения слоистых двумерных систем. Нашей задачей было разработать методологию, которая бы позволяла, анализируя данные фотоэмиссии, получить информацию о магнетизме. В частности, о том, куда направлены магнитные моменты в приповерхностной области кристалла. В качестве модельной системы мы взяли два материала, у которых в объеме магнитные моменты могут поворачиваться с температурой: изменяем температуру — меняется направление магнитных моментов. Мы хотели проследить это изменение, анализируя 4f-электроны, которые как раз обеспечивают весь магнетизм в этих системах. И оказалось, что да: можем проследить, если провести довольно точные измерения фотоэмиссии 4f-оболочки».

В новом исследовании физики измеряли фотоэмиссию систем гольмий-родий-2-кремний-2 (HoRh2Si2) и диспрозий-родий-2-кремний-2 (DyRh2Si2). Анализируя спектры, полученные при различных температурах, ученые смогли проследить изменение наклона магнитного момента в приповерхностных слоях кристаллов.

Сначала физики исследовали магнитные свойства в объеме кристаллов, в частности, измеряли зависимость магнитной восприимчивости от температуры. Ниже 11,5 кельвина в кристалле соединения гольмия возникала температурная зависимость наклона магнитного момента от оси кристалла. По экспериментальным данным ученые построили модель, описывающую электрическое поле кристалла и магнитные свойства материала. Затем параметры модели изменили для расчетов свойств на поверхности кристалла. Оказалось, что теоретически наклон магнитных моментов на поверхности может значительно отличаться от наклона в объеме.

Затем исследователи измерили фотоэмиссионные спектры кристаллов гольмия и диспрозия. Интенсивность спектра электронов некоторых энергетических уровней резко менялась при 11,5 кельвина. Именно при этой температуре возникало изменение наклона в объеме кристалла. Чтобы выстроить полную связь между фотоэмиссией и наклоном магнитных моментов, физики рассмотрели две модели: в первой параметры кристаллического поля вблизи поверхности считались такими же, как в объеме, исследованном в первой части работы, а во второй использовались расчетные параметры для поверхности. Оказалось, что только во втором случае рассчитанные температурные зависимости спектров отлично совпадали с измеренными. Таким образом, ученые показали, что, имея данные фотоэмиссии, можно рассчитать наклон магнитных моментов при заданной температуре.

Более того, отклонение моментов от нормали в верхних атомных слоях зависит от того, какими атомами образована поверхность. В случае когда кристалл оканчивался слоем кремния, магнитные моменты в приповерхностном слое гольмия отклонялись от нормали меньше, чем в объеме кристалла, а когда на поверхности оказывался слой гольмия, спектры фотоэмиссии указывали на более сильное отклонение моментов. Такое поведение объясняется различным электрическим полем в объеме и на поверхности кристалла. Это знание может быть важным при изготовлении пленок и гетероструктур из подобных материалов.

Дмитрий Усачёв добавляет: «Как правило, спектры 4f-мультиплетов в широком энергетическом диапазоне считаются хорошо изученными и поэтому мало привлекают внимание ученых к изучению их тонкой структуры. Наш посыл был — показать необходимость детального анализа таких спектров, которые, очевидно, содержат полезную информацию о магнитных свойствах 4f-систем. В дальнейшем мы планируем повысить чувствительность метода, чтобы изучать материалы с малыми примесями лантаноидов. Также, если мы будем делать какой-то интерфейс, соединять разные материалы, то на интерфейсе направление момента тоже может отличаться от того, что в объеме, и, возможно, в некоторых применениях нужно будет учитывать этот факт».

«На данный момент мы готовим эксперименты по изучению магнитной системы данного материала при помощи спинчувствительной сканирующей туннельной спектроскопии, которая была недавно реализована в нашем центре», — рассказывает Василий Столяров, директор Центра перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ.

В работе, кроме сотрудников Центра перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ, принимали участие их коллеги из СПбГУ, МИСиС, ВНИИ автоматики им. Н. Л. Духова, Технического университета Дрездена, Берлинского центра материалов и энергии им. Гельмгольца и Франкфуртского университета имени Гёте (Германия), а также Международного физического центра Доностии и Баскского фонда науки (Испания). Работа опубликована в The Journal of Physical Chemistry Letters.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.