20 мая 2024, понедельник, 23:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Судьба серебряных солонок

Четыре серебряные солонки
Четыре серебряные солонки
Rijksmuseum

Рейксмузеум в Амстердаме приобрел четыре серебряные позолоченные солонки амстердамского мастера XVII века Иоханнеса Лутмы, которого называли «Рембрандтом серебряных дел мастеров». Ранее солонки были возвращены наследникам коллекционера Эммы Бадж.

Иоханнес Лутма родился в 1587 году и учился у барочного серебряного мастера Пауля ван Вианена, а в 1621 году открыл собственную ювелирную мастерскую в Амстердаме. Известен офорт с его портретом, выполненный Рембрандтом в 1656 году. Несмотря на его известность при жизни, не многие из изделий Лутмы пережили века. Солонки представляют собой две пары, одна изготовлена в 1639-м, другая — в 1643 году. Ножки солонок сделаны в виде фигурок Амура, сидящего на дельфине.

Эмма Бадж, в коллекцию которой входили солонки, родилась в 1852 году в Гамбурге в еврейской семье. Выйдя замуж за Генри Баджа, она уехала с ним в США, но в 1903 году Эмма и Генри Бадж вернулись в Германию. Они жили в так называемом Бадж-Пале на Альстере в Гамбурге и собрали большую коллекцию произведений искусства. Эмма пережила Генри почти на десять лет и умерла в 1937 году. В завещании Эмма Бадж указала, что ее коллекция не подлежит продаже в нацистской Германии. Однако наследники были вынуждены продать большую часть собрания на аукционе в Берлине в октябре 1937 года, а вырученные средства пошли на счет имущества Баджа в банке MM Warburg & Co. Впоследствии банк был «арийизирован», душеприказчики-евреи уволены, а ее наследники лишены своих денег.

Солонки снова появились на аукционе в 1960 году, когда их купили город Амстердам и Нидерланды. Две были выставлены в Рейксмузеуме, две других — в Музее Амстердама. В 2013 году исследователи Амстердамского музея обнаружили, что их солонки имеют очень сомнительную историю владения. Это вызвало расследование в Рейксмузеуме, и его сотрудники также оценили происхождение как подозрительное. В 2014 году комитеты по реституции из нескольких стран пришли к выводу, что аукцион по недвижимости Эммы Бадж был принудительной продажей, и некоторые из крупнейших музеев мира вернули наследникам Бадж разнообразные произведения искусства или договорились о компенсации за них. Например, в мае 2017 года Бостонский музей изобразительных искусств заключил соглашение с наследниками Бадж о выплате определенной суммы за коллекцию фарфоровых статуэток XVIII века, изображающих персонажей комедии дель арте.

Комитет по реституции Нидерландов в 2022 году рекомендовал вернуть солонки. 12 мая 2023 года солонки были возвращены наследникам Эммы Бадж. 12 мая 2023 года наследники продали все четыре солонки Рейксмузеуму. Начиная с 6 сентября солонки будут выставлены в Рейксмузеуме на специальной выставке, посвященной истории коллекции, а также Эмме Бадж как филантропу и собирателю произведений искусства. Также на выставке будут представлены портреты Иоханнеса Лутмы и его второй жены Сары де Би, написанных Якобом Адриансом.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.