21 мая 2024, вторник, 01:15

Вулканы на экзопланете

Экзопланета  LP 791-18 d
Экзопланета LP 791-18 d
Center for Astrophysics/Harvard & Smithsonian

Астрономы обнаружили планету размером с Землю, на которой может насчитываться больше вулканов, чем на любой из планет нашей Солнечной системы. На поверхности этой экзопланеты также может присутствовать жидкая вода, что указывает на возможность наличия там жизни.

Планета, получившая название LP 791-18 d, находится примерно в 90 световых годах от Земли в созвездии Чаши. Она обращается вокруг тусклого красного карлика, который холоднее и меньше Солнца. В системе есть еще как минимум две планеты, названные LP 791-18 b и c. Планета LP 791-18 d может быть немного больше Земли по массе и размеру и, возможно, даже более вулканически активна, чем спутник Юпитера Ио, самое вулканически активное тело в нашей Солнечной системе.

Астроном Ян Кроссфилд из Университета Канзаса говорит, что планета является «особенно вероятным кандидатом» на вулканическую активность из-за гравитации ее более массивного соседа, LP 791-18 c. Сила притяжения сжимает и деформирует LP 791-18 d, создавая трение и разогревая ее недра, что может привести к извержениям вулканов. То же самое происходит между Юпитером и Ио.

Поскольку одна и та же сторона LP 791-18 d всегда обращена к звезде, скорее всего, это полушарие представляет собой пустыню, где слишком жарко и сухо, чтобы там могла сохраняться вода. Но степень возможной вулканической активности предполагает, что у планеты может быть атмосфера, и если это так, вода может конденсироваться на более холодной стороне, обращенной в противоположную сторону от звезды. Астрономы говорят, что на темной стороне планеты может существовать большой ледник.

Области на стыке темной и светлой сторон планеты больше всего интересуют ученых. В этих более мягких регионах лед с темного ледника может таять, превращаясь в жидкую воду. Эти места, по словам астронома Бьорна Беннеке из Университета Монреаля, могут быть немного похожи на Исландию, где много льда, но есть также и вулканическая активность под ним.

Исследование опубликовано в журнале Nature.