21 мая 2024, вторник, 01:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

ДНК древних вирусов против рака

Спираль ДНК
sangharsh_l/Unsplash

Исследование показало, что остатки генетического материала древних вирусов, которые передавались в человеческой ДНК на протяжении тысяч или даже миллионов лет, могут помочь в борьбе с раком.

В нашей ДНК сохраняются следы древних вирусных инфекций, которым подверглись далекие предки человека. Обычно после того, как так называемые ретровирусы проникают в клетку, по образцу их молекулы РНК строится цепочка ДНК, которая встраивается в хромосомы клеточного ядра. Если вирусная инфекция побеждается организмом и экспрессия генов с вирусной ДНК прекращается, цепочка превращается в неработающий фрагмент генома. Если такое заражение произошло в половой клетке, то ДНК вируса передастся потомкам данного организма. В дальнейшем она передается из поколения в поколения, сохраняясь в структуре хромосомы. Подобные части генома называют эндогенными ретровирусами. Они составляют около 5 % генома человека.

Ученые из Института Фрэнсиса Крика изучали рак легких, основную причину смерти от рака во всем мире, чтобы понять, почему некоторые пациенты лучше реагируют на иммунотерапию, чем другие. Наблюдая за активностью иммунных клеток у мышей с раком легких и в образцах опухоли рака легких человека, исследователи обнаружили, что В-лимфоциты продуцируют антитела, нейтрализующие опухолевые клетки. ти антитела распознают белки, экспрессируемые эндогенными ретровирусами.

Руководитель лаборатории ретровирусной иммунологии Института Крика Джордж Кассиотис говорит: «Эндогенные ретровирусы скрывались в виде вирусных следов в геноме человека на протяжении тысяч или миллионов лет, поэтому удивительно думать, что болезни наших предков могут быть ключом к лечению болезней сегодня. После дополнительных исследований мы, возможно, сможем разработать вакцину для лечения рака, состоящую из активированных генов эндогенных ретровирусов, чтобы повысить выработку антител к раку у пациента и, надеюсь, улучшить результаты иммунотерапевтического лечения».

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.