20 мая 2024, понедельник, 22:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Природа магниточувствительности животных

Одним из нескольких сигналов, позволяющих птицам ориентироваться во время миграций, является геомагнитное поле
Tom Lee/Flickr

Новое исследование, проведенное учеными из университетов Лестера и Манчестера, показывает, что вещество флавинадениндинуклеотид, присутствующее во всех живых клетках, может в достаточно больших количествах придавать магнитную чувствительность биологической системе, что позволит животным ощущать внешние магнитные поля.

Способность мигрирующих животных преодолевать значительные расстояния, а затем возвращаться на родину давно интересовала ученых. Одним из нескольких сигналов, позволяющих ориентироваться во время миграций, служит геомагнитное поле. Лабораторные эксперименты показывают, что способность ощущать магнитные поля и реагировать на них характерна и для некоторых немигрирующих животных. Однако до сих пор не удается точно определить, где в организме животных находятся магниторецепторы и как передается магнитный сигнал.

Обычно магнитную чувствительность, в частности у птиц, связывают со светочувствительными белками из класса криптохромов. Поглощение света криптохромом приводит к движению электрона внутри молекулы белка, что переводит его в активную форму криптохрома, которая может находиться в одном из двух состояний. Присутствие магнитного поля влияет на соотношение двух состояний, что, в свою очередь, влияет на продолжительность активной жизни этого белка. Поэтому, как предполагают ученые, благодаря криптохрому Cry4, присутствующему в сетчатке глаза птиц, те могут буквально видеть магнитное поле.

Профессор нейробиологии Ричард Бейнс (Richard Baines) из Манчестерского университета и его коллеги обнаружили, однако, что клетки продолжают «ощущать» магнитные поля, когда присутствует только очень небольшой фрагмент криптохрома. Следовательно, в них присутствует другое вещество, ответственное за магнитную чувствительность. Таким веществом оказался флавинадениндинуклеотид.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.