20 мая 2024, понедельник, 23:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Годовые кольца деревьев помогли опознать затонувшее в 1858 году судно

Срез одного из шпангоутов «Дельфина»
Срез одного из шпангоутов «Дельфина»
Ignacio Mundo

В октябре 1858 года американский китобойный корабль «Дельфин» вышел в плавание из Уоррена в штате Род-Айленд и больше не вернулся домой. Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Dendrochronologia, археологи обнаружили потерянный корабль у побережья на юге Аргентины.

Останки неизвестного затонувшего корабля впервые появились из-под отложений в приливно-отливной зоне недалеко от прибрежного города Пуэрто-Мадрин в 2004 году. В течение следующих нескольких лет археологи проводили раскопки на этом месте и обнаружили артефакты, которые позволяли предположить, что это судно могло быть «Дельфином». Однако полной уверенности в этом у ученых не было и они продолжали искать доказательства. В 2019 году исследователи решили проанализировать годичные кольца древесины судна, чтобы определить возраст и происхождение древесины.

Для анализа были взяты несколько образцов из обшивки и шпангоутов судна. Исследователи определили, что древесина принадлежит североамериканским видам: белому дубу (Quercus alba) и желтой сосне (Pinus palustris). Сравнив древесину с образцами из конкретных регионов, они определили, что сосна, вероятно, прибыла из Алабамы, Джорджии или северной Флориды — регионов, которые в XIX веке отправляли большое количество сосновой древесины в северные штаты, а белый дуб, вероятно, прибыл из Массачусетса.

Но что действительно убедило исследователей, так это тот факт, что деревья были срублены в 1849 году, что соответствует графику строительства «Дельфина». Строительство шло с августа по октябрь 1850 года, и 16 ноября китобойное судно отправилось в свое первое плавание. «Я был очень взволнован, — рассказывает дендрохронолог Игнасио Мундо (Ignacio Mundo) из Аргентинской лаборатории дендрохронологии и истории окружающей среды. — Последнее кольцо соответствовало 1849 году, и, зная, что "Дельфин" был спущен на воду в 1850 году, можно было сказать: "Хорошо, мы очень близко"».

На протяжении 1850-х годов 325-тонный «Дельфин» плавал по Атлантическому и Индийскому океанам, посещая Азорские острова и район Африканского Рога. Корабль отправился в свое последнее путешествие 2 октября 1858 года. Судя по письмам и другим историческим свидетельствам, он, вероятно, потерпел крушение в Гольфо-Нуэво у побережья Патагонии, за тысячи миль от родного порта. «Удивительно, что люди построили этот корабль так давно в городе Новой Англии, а он оказался на другом конце света», — говорит один из авторов исследования дендрохронолог Мукунд Рао (Mukund Rao) из Колумбийского университета

Ученые не исключают, что затонувший корабль — все-таки какой-то другой американский китобой примерно того же периода. Они отмечают, что дендрохронологические данные не являются окончательным доказательством, а более убедительных доказательств, таких как корабельный колокол или название на корпусе, не обнаружено. Тем не менее они считают очень высокой вероятность, что судно — это «Дельфин». «Археологи более консервативны, они предпочитают более высокие стандарты, и я их не виню, — говорит Мукунд Рао. — Это правда, что у нас нет чего-то вроде корабельного колокола. Но для меня история кроется в годичных кольцах деревьев».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.