20 мая 2024, понедельник, 20:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Украинские астрономы обнаружили пять экзокомет

Экзокометы
Илл.: NASA/JPL-Caltech

Используя данные спутника космического телескопа TESS, группа астрономов из Украины обнаружила прохождение пяти комет вокруг звезды Бета Живописца (β Pictoris), находящейся на расстоянии около 63 световых лет от Земли.

Экзокометами, или внесолнечными кометами, называют кометы, обращающиеся вокруг других звезд, или же «кометы-изгои», которые находятся вне планетарных систем. Первые экзокометы были обнаружены в 1987 году у той же Беты Живописца. На данный момент насчитывается более трех десятков объектов, признанных экзокометами.

Бета Живописца — звезда спектрального класса A5 с массой примерно в 1,8 раза больше солнечной. Она очень молода, ее возраст — всего 20 миллионов лет. У нее имеется околозвездный диск из газа и пыли, большое количество кометоподобных тел и две планеты-гиганта: Beta Pictoris b и c. Первая из планет по массе примерно в 9–13 раз превышает массу Юпитера. Она совершает оборот вокруг родительской звезды раз в 22 года на расстоянии 9,8 астрономических единицы. Вторая планета имеет массу в 8,2 раза больше массы Юпитера и находится намного ближе к своей звезде. Он обращается на расстоянии 2,7 а. е. и имеет период обращения примерно 1200 дней.

«О краткосрочной оптической вариации яркости Беты Живописца впервые сообщили в 1995 году, — пишут в своей статье Яков Павленко и его коллеги из Главной астрономической обсерватории НАН Украины и Астрономической обсерватории Национального университета имени Тараса Шевченко. — Для объяснения явления в качестве наиболее правдоподобного был принят механизм рассеяния света звезды вытянутым пылевым облаком или кометной комой, проходящей по диску звезды. Недавно астрономы представили анализ кривой блеска Beta Pictoris на основе данных TESS. Они обнаружили три транзитных события, интерпретированных как прохождение экзокомет через звездный диск Беты Живописца. Целью нашего исследования было проведение дальнейших исследований кривых блеска Беты Живописца путем поиска транзитных событий, которые можно интерпретировать как прохождение экзокомет по диску звезды».

Исследователи обнаружили пять новых отчетливых транзитных событий с характеристиками, напоминающими ожидаемые профили прохождения экзокометоподобного тела по звездному диску. Орбитальные расстояния пролетающих объектов составляли от 0,5 до 1,5 а. е. «Эти новые транзиты имеют асимметричные профили с очень мелким падением потока на уровне 0,03 % и продолжительностью от 0,51 до 2,01 дня, — сообщают авторы. — Вновь обнаруженные транзиты очень похожи по продолжительности и глубине на те неглубокие асимметричные провалы, которые были обнаружены в 2019 году. Мы пришли к выводу, что молодая система Беты Живописца демонстрирует значительную кометную активность».

Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.