21 мая 2024, вторник, 00:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Назальный спрей блокировал заражение мышей вирусом SARS-CoV-2

Wikimedia Commons

Коллектив ученых из США и Канады предложил средство против коронавируса SARS-CoV-2, воздействующее на один из белков клеток человека, которые вирус использует для их заражения. В отличие от белков самого вируса, способного быстро мутировать, эти белки очень мало меняются с течением времени. Средство в форме назального спрея было успешно испытано на лабораторных мышах.

В проникновении коронавируса в клетки человека играет роль человеческий белок — трансмембранная сериновая протеаза 2 (TMPRSS2). Этот белок вступает во взаимодействие с «шипами» коронавируса и изменяет их таким образом, что они лучше связываются с другим мембранным белком человеческих клеток — ACE2, который и служит главными «воротами для вируса».

Группа под руководством Эктора Агилар-Карреньо (Hector Aguilar-Carreño) из Корнельского университета занята поиском веществ, которые могут блокировать TMPRSS2. В экспериментах на клеточных культурах несколько веществ ингибировали активность TMPRSS2, некоторые более чем на 80 %. Четыре наиболее многообещающих соединения хорошо работали в очень низких концентрациях и не оказывали отрицательного влияния на нормальную выживаемость клеток.

Затем исследователи проверили эти вещества-кандидаты на их способность предотвращать заражение клеток SARS-CoV-2. Наиболее эффективное соединение, получившее название N-0385, существенно уменьшило количество вирусов, проникающих в клетки, полученные из тканей легких и толстой кишки. Аналогичные результаты были получены с более новыми вариантами вируса, включая Delta.

После этого N-0385 в форме назального спрея было введено лабораторным мышам, подверженным заражению вирусом SARS-CoV-2. Такая форма введения была выбрана по нескольким причинам. SARS-CoV-2 попадает в организм в основном через нос. Назальные спреи могут легко использоваться людьми в домашних условиях. И доставка лекарств непосредственно в нос и легкие снижает воздействие на остальные части организма, потенциально ограничивая побочные эффекты.

Мыши получали дозу N-0385 раз в день, начиная с дня, предшествующего заражению вирусом, и в течение шести дней после заражения. Ни одна из десяти мышей, получивших контрольную дозу физиологического раствора, не выжила, тогда как семь из десяти, получивших N-0385, выжили. Большинство выживших мышей имели лишь незначительные повреждения легких или вообще не имели их. Когда команда повторила эксперимент с более коротким курсом лечения, от одного дня до воздействия вируса до двух дней после него, все 10 мышей, получавших N-0385, выжили. В контрольной группе выжила лишь одна мышь из десяти. Образцы, взятые через три дня после заражения, показали, что у мышей, получавших N-0385, в легких было на 97 % меньше вируса. Когда эксперимент был проведен только с одной дозой N-0385 в день заражения, у обработанных мышей также была высокая выживаемость.

«Терапия N-0385 проще и дешевле в массовом производстве, чем другие виды лечения COVID-19, такие как моноклональные антитела», — отмечает Агилар-Карреньо. В настоящее время исследователи работают с биотехнологической компанией над созданием версии своего препарата для тестирования на людях.

Исследование опубликовано в журнале Nature.