21 мая 2024, вторник, 00:42
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Лекарство от малярии эффективно в борьбе с устойчивой к химиотерапии разновидностью рака

Гидроксихлорохин

Новое исследование показало, что гидроксихлорохин, известный как лекарство от малярии, ингибирует молекулярные пути, которые обеспечивают раку головы и шеи устойчивость к химиотерапевтическому препарату цисплатину. При совместном применении цисплатина и гидроксихлорохина они эффективно уничтожают опухоли у лабораторных животных.

«При лечении пациентов с раком головы и шеи я часто вижу, что химиотерапия неэффективна. Цисплатин — очень важный химиотерапевтический препарат, но резистентность опухоли к цисплатину представляет собой огромную проблему, — рассказывает один из авторов работы профессор оториноларингологии Умамахесвар. —  Моя лаборатория заинтересована в понимании механизмов этой устойчивости, чтобы мы могли найти лучшие способы лечения таких пациентов».

Предыдущие исследования показали, что белок под названием TMEM16A связан с устойчивостью опухолей к цисплатину. Сверхэкспрессия этого белка встречается примерно в 30 % случаев рака головы и шеи. TMEM16A принадлежит к группе белков, называемых ионными каналами. Располагаясь на клеточной мембране, эти белки обеспечивают проход для ионов хлора, которые регулируют активацию мышц и нервов. В нынешней работе предполагается, что TMEM16A способствует вытеснению цисплатина из клеточных лизосом. В здоровой клетке лизосомы действуют как система переработки и удаления отходов, расщепляя молекулы белков для повторного использования. В опухолях, клетки которых сверхэкспрессируют TMEM16A, этот белок запускает новый сигнальный путь, повышая выработку лизосом, которые изолируют и выводят цисплатин из клетки.

Гидроксихлорохин является противомалярийным средством, подавляющим функцию лизосом. Чтобы оценить его потенциал в лечении цисплатин-резистентного рака, команда сначала имплантировала раковые клетки человека в мембрану, окружающую эмбрион в оплодотворенных куриных яйцах. Ученые обнаружили, что в яйцах, обработанных как гидроксихлорохином, так и цисплатином, погибло больше опухолевых клеток, чем в яйцах, обработанных только цисплатином. В последующих экспериментах на мышах комбинация двух препаратов подтвердила свою эффективность. Она замедляла рост опухоли сильнее, чем каждый из препаратов по отдельности.

Сейчас ученые готовятся к клиническим испытаниям нового метода терапии. Результат исследования опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.