20 мая 2024, понедельник, 21:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Тираннозавра рекса предлагают разделить на три вида: императора, царя и царицу

Тираннозавр

Трое исследователей из США выдвинули предположение, что под именем знаменитого тираннозавра рекса (Tyrannosaurus rex) на самом скрываются окаменевшие останки трех разных видов динозавров.

Тираннозавр рекс был одним из крупнейших хищных динозавров, обитавших на Земле. Он жил в лесных долинах рек на западе Северной Америки между 68 и 66 миллионами лет назад (эпоха позднего мела). Средняя длина его составляла 12 метров, а высота — от 4,5 до 6 метров. Рекордный экземпляр относительного полного скелета тираннозавра рекса, получивший имя Скотти, был обнаружен в 1991 году в канадской провинции Саскачеван. При жизни он, по оценкам ученых, достигал в длину 13 метров и весил около 8,8 тонны. Средний вес тираннозавра составлял от 5,4 до 8 тонн. Название Tyrannosaurus rex, которое можно перевести как «ящер-тиран царь», предложил в 1905 году геолог и палеонтолог Генри Осборн, описавший этот вид динозавров.

Авторами новой гипотезы стали независимый исследователь и известный палеохудожник Грегори Пол (Gregory S. Paul), наиболее прославившийся среди широкой публики как консультант фильма «Парк Юрского периода», и двое палеонтологов Чарльстонского колледжа Скотт Персонс (W. Scott Persons IV) и Джэй ван Раалте (Jay Van Raalte). Они обратили внимание, что, хотя все находки тираннозавров были отнесены к одному виду тираннозавр рекс, среди образцов отмечается чрезвычайно широкая вариантивность прочности скелета и передних зубов (одна или две пары резцов), допускающие в принципе существование нескольких видов. Но анатомические особенности тираннозавров никогда не сопоставлялись с данными о стратиграфии находок, то есть к какому слою отложений, а следовательно, и к какому именному периоду относятся кости с теми или иными характеристиками. Эту работу проделали авторы исследования на 37 экземплярах и пришли к выводу, что данные допускают существование трех разных видов частично разделенных по времени. Менее вероятно, что наблюдаемые различия объясняются разным возрастом или полом тираннозавров.

Окаменелости с более тонкими бедренными костями были обнаружены только в более высоких слоях отложений, там же находились экземпляры с толстыми бедренными костями и с одной парой нижних резцов. В более ранних отложениях тираннозавры имели толстые бедренные кости и две пары резцов в нижней челюсти. Исследователи предлагают дать самому раннему и мощному виду название тираннозавр император (Tyrannosaurus imperator), за более поздним видом с мощными костями сохранить название тираннозавр рекс, а поздний вид с тонкими костями назвать тираннозавром-царицей (Tyrannosaurus regina).

Профессор Стив Брусатти (Steve Brusatte) из Эдинбургского университета, комментируя эту гипотезу, говорит, что он не убежден в ее истинности: «Я понимаю искушение разделить тираннозавров на разные виды, потому что существуют некоторые различия в ископаемых костях, которые у нас есть. Но, в конечном счете, для меня эта вариация очень незначительна и не свидетельствует о значимом биологическом разделении видов, которое можно определить на основе четких, явных, последовательных различий». Критически отнесся к гипотезе и профессор палеонтологии Томас Карр (Thomas Carr), который двумя годами ранее провел собственное исследование вариаций строения тираннозавров, проанализировав 1850 различных признаков в 31 образце. «Я не нашел доказательств существования более чем одного вида. И если бы этот сигнал был в данных, я бы его уловил», — сказал он. Карр отмечает, что еще одна проблема заключается в том, что в исследование были включены образцы из частных или коммерческих коллекций, что повлияло на возможность исследователей воспроизвести результаты.

Тем не менее Грегори Пол убежден в весомости своих аргументов. Он говорит, что отличия между тремя гипотетическими видами тираннозавров не меньшие, чем между львом и тигром, а также отмечает, что некоторые виды динозавров получили самостоятельный статус и на основании меньшего числа отличий.

Работа опубликована в журнале Evolutionary Biology.