20 мая 2024, понедельник, 23:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 августа 2021, 12:00

На картину Вермеера вернулся Купидон

Фрагмент «Девушки, читающей письмо у открытого окна» до реставрации
Фрагмент «Девушки, читающей письмо у открытого окна» до реставрации
Gemäldegalerie Alte Meister Dresden

Реставраторы раскрыли изображение Купидона на картине Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», хранящейся в Галерее старых мастеров в Дрездене. Купидон изображен на картине, висящей в комнате девушки. Более трех столетий он был закрашен серой краской, и зритель мог видеть лишь пустую стену.

Вермеер написал эту картину около 1659 года. Она входила в коллекцию Виктора-Амадея I Савойского, а затем в 1742 году была куплена курфюрстом Саксонии Августом III и попала в Дрезден. Долгое время автором картины ошибочно считался Рембрандт, и лишь в 1859 году выяснилось, что она принадлежит кисти Яна Вермеера.

Когда картина прибыла в Дрезден, Купидон был уже закрашен. Рентгеновские лучи открыли его присутствие в 1979 году, но исследователи в то время полагали, что фигура была закрашена самим Вермеером, и не стали исправлять авторскую волю. Когда в 2017 году началась новая комплексная реставрация, исследователи, удалив старый пожелтевший слой лака, обнаружили, что краска в центральной части стены значительно отличается по своим свойствам от красок в других частях картины. Это стимулировало дальнейшие исследования слоев краски, которые показали наличие слоя грязи и связующего вещества между оригинальной краской Вермеера и слоем краски, которой был покрыт Купидон. Между завершением работы и закрашиванием Купидона прошло несколько десятилетий.

Картина после реставрации. Фото: Gemäldegalerie Alte Meister Dresden

В начале 2018 года комиссия экспертов решила удалить серую краску с Купидона. Ультратонкий слой пришлось снимать под увеличением с помощью небольшого скальпеля. Никакой другой метод не сохранил бы последний слой лака, нанесенный рукой Вермеера. Кропотливая работа продвигалась медленно, но в начале этого года Купидон вернулся. В итоге композиция картины значительно изменилась. Картина с изображением Купидона занимает большую часть пустого места на серой стене и создает новый темный фон для золотистых волос девушки. Сам Купидон примерно вдвое ниже девушки. Он держит лук на левом боку и стрелы в правой руке. Он попирает ногами две маски. Это символизирует презрение истинной любви по отношению ко лжи и притворству. Исследователи отмечают, что прием «картина в картине» Ян Вермеер использовал очень часто, а в четырех его работах на таких картинах изображен Купидон. Среди них, например, «Дама, стоящая у вирджиналя» (Национальная галерея, Лондон) и «Прерванный урок музыки» (Коллекция Фрика, Нью-Йорк).

10 сентября в Дрездене открывается новая выставка «Ян Вермеер. В отражении», где будет представлена обновленная картина, а также целый ряд других работ художника.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.