20 мая 2024, понедельник, 22:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Коричневый карлик впервые обнаружили при помощи радиотелескопа

BDR J1750+3809 в представлении художника
Danielle Futselaar/ASTRON

Астрономы с помощью радиотелескопа LOFAR (Low-Frequency Array) открыли новый коричневый карлик. Объект, получивший обозначение BDR J1750 + 3809, находится в созвездии Геркулеса на расстоянии 212 световых лет от нас.

Коричневые карлики весьма массивны по меркам планет, однако им все-таки не хватает массы, чтобы стать полноценными звездами. Они от 12 до 80 раз тяжелее Юпитера, но примерно в сто раз легче Солнца. В недрах коричневых карликов даже идут термоядерные реакции синтеза, но выделяемой ими энергии мало. Когда ядра легких элементов заканчиваются, коричневые карлики довольно быстро остывают. Несмотря на название, коричневые карлики светят красным или пурпурным светом. Астрономы выделяют у них спектральные классы M, L, T и Y, последние три из которых встречаются только среди коричневых карликов. В процессе остывания коричневый карлик меняет свой спектральный класс от более горячего M или L к более холодным T и Y. У коричневых карликов Y-класса температура поверхности ниже 700 кельвинов (400 °C). BDR J1750 + 3809 относится к спектральному классу T6.5.

Новый коричневый карлик стал первым представителем этого класса небесных тел, который был напрямую обнаружен радиотелескопом. До этого обычно коричневые карлики открывали при помощи инфракрасных телескопов. «Радиоволны, излучаемые коричневыми карликами, несут информацию о напряженности их магнитного поля, — говорит астроном Хариш Ведантам (Harish Vedantham) из Университета Гронингена. — До сих пор радионаблюдения могли измерять только сильные магнитные поля — примерно в сто раз превышающие силу обычного магнита на холодильнике. Низкая частота, на которой работает LOFAR, делает его чувствительным к более слабым магнитным полям, характерным, как предполагается, для самых холодных коричневых карликов и крупных экзопланет». Принадлежность BDR J1750 + 3809 к коричневым карликам была подтверждена при помощи дальнейших наблюдений в инфракрасном диапазоне обсерватории «Джемини» и Инфракрасного телескопа NАSА, находящихся на Гавайях.

С помощью LOFAR астрономы планируют открывать объекты, чьи размеры сопоставимы с Юпитером, слишком маленькие, чтобы их можно было заметить в инфракрасном диапазоне, а также измерять магнитные поля у экзопланет. «Наша конечная цель — исследовать магнетизм экзопланет и то, как он влияет на возможность возникновения на них жизни, — сказал Хариш Ведантам. — Поскольку магнитные процессы у холодных коричневых карликов, таких как BDR J1750 + 3809, очень похожи на те, что наблюдаются на планетах Солнечной системы, мы ожидаем, что наша работа предоставит жизненно важные данные для проверки теоретических моделей, которые предсказывают свойства магнитных полей экхопланет».

Статья об открытии опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.