20 мая 2024, понедельник, 21:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Новый вид утконосых динозавров назван в часть айнских божеств

Kamuysaurus japonicus
Yoshitsugu Kobayashi et al, doi: 10.1038/s41598-019-48607-1

Палеонтологи установили, что динозавр, останки которого были найдены на острове Хоккайдо несколько лет назад, представляет собой неизвестный ранее вид из семейства гадрозавров (Hadrosauridae), называемых также утконосыми динозаврами.

Гадрозавры были одной из самых успешных разновидностей утконосых динозавров позднего мелового периода. На данный момент описано более тридцати их видов, найденных на территориях Евразии, Антарктиды, Северной и Южной Америки. Свое второе название они получили за плоский, похожий на утиный, клюв, которым заканчивалась их морда. У гадрозавров, как предполагают исследователи, была факультативная бипедальность: молодые особи передвигались в основном на двух ногах, а взрослые — чаще на четырех. Челюсти были приспособлены для растительной пищи и имели несколько рядов зубов. Зубы задних рядов приходили на смену передним по мере износа.

Первые кости нового вида были найдены в 2003 году, когда палеонтолог-любитель Йосиюки Хорита нашел части хвоста динозавра в ручье Сирафунезава (района Хобецу города Мукавара). Основные раскопки в этом месте провели в 2013–2014 годах ученые из Музея Хобецу и музея Университета Хоккайдо. В итоге они сумели обнаружить почти полный скелет за исключением передней части черепа, некоторых крестцовых позвонков и фаланг пальцев. Часть костей сохранилась в сочлененном виде. Найденные кости составляют более 60 % скелетных элементов и 80 % костной массы динозавра, что делает его самым полным скелетом динозавра из найденных в Японии.

Во время раскопок динозавр получил неофициальное прозвище Мукавара-рю («Дракон из Мукавары»). Теперь же, после публикации итогового исследования, он был назван камуйзавром японским (Kamuysaurus japonicus). Название образовано от слова «камуй», обозначающего божеств у айнов — коренных обитателей Хоккайдо.

Возраст морских отложений, в которых обнаружены окаменелости, составляет от 72,4 до 70,6 миллионов лет. Японские палеонтологи, изучив кости вместе с коллегами из США и Японии, пришли к выводу, что камуйзавр принадлежит к группе Edmontosaurini и наиболее близок таким видам гадрозавров, как Laiyangosaurus из Китая и Kerberosaurus из Сибири. «Это была взрослая особь в возрасте 9 лет и старше, длиной 8 метров и весом 4 или 5,3 тонны — в зависимости от того, ходил ли он при жизни на двух или четырех ногах», — говорит ведущий автор исследования, профессор Йосицугу Кобаяси из музея Университета Хоккайдо. Ученые полагают, что туша погибшего камуйзавра была смыта в море, затонула и сохранилась благодаря тому, что была быстро занесена песком. «Существует вероятность, что предки семейства Hadrosauridae и его подсемейств, Hadrosaurinae и Lambeosaurinae, предпочитали обитать в районах океанического побережья, и это позволяет предположить, что окружающая среда береговой линии была важным фактором в диверсификации гадрозавридов на раннем этапе эволюции», — сказали ученые.

Об открытии сообщается в журнале Scientific Reports.