20 мая 2024, понедельник, 22:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Личинки пчёл закусывают пыльцу бактериями

Личинки пчелы вида Osmia lignaria в полом стебле
Shawn Steffan

Личинки общественных и одиночных видов пчёл оказались всеядными: они питаются не только пыльцой растений, но и живущими на этой пыльце микроорганизмами. Причём, как показало новое исследование, эти микроорганизмы оказываются важным компонентом их рациона, необходимым для дальнейшего развития личинки.

Как давно известно пчеловодам, пчёлы выкармливают личинку на ранних стадиях развития «молочком» — продуктом особых желёз. Личинка, из которой должна получиться пчелиная матка, будет получать такой корм до конца своего развития, личинок рабочих пчёл после первых трёх дней переводят на питание мёдом и пергой — приносимой пчёлами в улей пыльцой растений. Перга составляет основу питания личинок и служит для них источником белка.

Пыльца растений служит естественной средой обитания для ряда микроорганизмов. Энтомолог Шон Стеффан (Shawn Steffan) из Висконсинского университета и его коллеги из Корнелльского университета и Университета Хоккайдо оценили, насколько важен вклад этих микроорганизмов в питание пчелиных личинок. Их исследование охватило 14 видов общественных и одиночных пчёл из семейств Melittidae, Apidae и Megachilidae.

Они использовали изотопную и газовую хроматографию для определения соотношения изотопов азота в двух аминокислотах (глутаминовой кислоте и фенилаланине) в тканях взрослых пчёл и пчелиного расплода. Изотопное соотношение позволяет определить происхождение этих аминокислот, так как в тканях растений и микроорганизмов содержание изотопов азота разное. В итоге выяснилось, что микробные белки играют столь важную роль в питании пчелиных личинок, что исследователи предлагают считать их не растительноядными, а всеядными животными. «Пчёлам действительно необходимы белки не растительного происхождения от этих пыльцевых симбионтов, чтобы завершить рост и развитие», — говорит Шон Стеффан.

Учёные также обращают внимание, что полученный результат делает необходимым более пристальное изучение влияние фунгицидов, применяемых в сельском хозяйстве, на бактерии и микроскопические грибы в пыльце растений, посещаемых пчёлами.

Исследование опубликовал журнал The American Naturalist.