3 июня 2024, понедельник, 03:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Учёные заподозрили связь лекарств для снижения кислотности в желудке с повышенным риском аллергии

Pixabay

Исследование учёных из Венского медицинского университета, проведённое на основе историй восьми миллионов пациентов, заставило их заподозрить, что приём препаратов, снижающих кислотность в желудке, может повышать риск развития аллергии.

Для нормального пищеварения в желудке человека необходима кислая среда (рН = 2). Чтобы поддерживать такой уровень кислотности, существует механизм, который учёные назвали протонной помпой: фермент АТФаза переправляет протоны, то есть ионы водорода, из клеток в полость желудка, а ионы калия — в обратном направлении. Однако при язвенной болезни и некоторых других заболеваниях кислота в желудке наносит ощутимый вред, разрушая слизистую оболочку. Для борьбы с этим существуют лекарства, снижающие активность АТФазы. Их называют «ингибиторы протонной помпы». Подробнее о протонной помпе и её ингибиторах можно узнать из отдельного очерка.

Авторы нынешнего исследования изучили данные из медицинских карт более чем восьми миллионов жителей Австрии (97 % населения) за четырёхлетний период и обнаружили, что люди, которым назначались ингибиторы протонной помпы, в последующие годы в два раза чаще принимали противоаллергические препараты по сравнению с другими пациентами. Риск особенно повышен для женщин и людей старше 60 лет. В некоторых случаях аллергический ответ возникал у пациентов, которые прошли курс лечения ингибиторами протонной помпы продолжительностью всего шесть дней.

Исследователи предполагают, что этот эффект связан с тем, что снижение кислотности желудка, необходимое для борьбы с язвой, угнетает и обычные химические реакции в процессе пищеварения, поэтому в кишечник попадают более крупные белковые молекулы или другие потенциально опасные вещества. Они могут вызвать аллергическую реакцию со стороны иммунной системы.

Комментируя работу венских учёных, профессор молекулярной и клинической фармакологии Ливерпульского университета Мунир Пирмохамед (Munir Pirmohamed) отметил, что их исследование учитывает не все возможные факторы. «У авторов не было никакой информации о других заболеваниях и состояниях, которые были у пациентов, или о других препаратах, которые давали пациентам. Таким образом, результаты этого исследования показывают связь, но не доказывают причинно-следственные отношения. Для подтверждения выводов необходима дальнейшая работа в других базах данных, где есть данные о других состояниях пациентов. Но в любом случае здесь есть важное сообщение: часто используемые лекарства, такие как противоязвенные средства, могут иметь непредвиденные побочные эффекты, и эти лекарства следует использовать только там, где есть клиническая необходимость, в течение как можно более короткого периода времени и в самой низкой дозе, необходимой для контроля симптомов», — сказал он.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.