21 мая 2024, вторник, 00:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Открыта двойная система белых карликов с необычно коротким орбитальным периодом

Двойная система белых карликов ZTF J153932.16+502738.8 в изображении художника
Caltech / IPAC

Астрономы Национальной обсерватории Китт-Пик в штате Аризона открыли в созвездии Волопаса двойную звезду ZTF J153932.16+502738.8 (сокращённо J1539). Расположенная в 8000 световых лет от нас система из двух звезд имеет самый короткий орбитальный период среди известных затменных двойных систем белых карликов — он равен всего 6,91 минуты.

«Ожидается, что двойные белые карлики с очень тесными орбитами станут сильными источниками гравитационно-волнового излучения. Хотя предсказывалось, что такие системы окажутся относительно распространёнными, они оставались неуловимыми, и на сегодня выявлено лишь несколько таких систем, — пишут исследователи. — Новый обзор звёздного неба Caltech’s Zwicky Transient Facility (ZTF), проводимый в настоящее время в Национальной обсерватории Китт-Пик и Паломарской обсерватории, меняет эту ситуацию». ZTF предназначен для обнаружения меняющих яркость объектов, таких как сверхновые звёзды, гамма-всплески, столкновения нейтронных звёзд, а также движущихся объектов, например, комет или астероидов. За три ночи обсерватории осматривают всё северное полушарие неба, а плоскость Млечного пути сканируется ими дважды за ночь с отслеживанием объектов до 20,5 видимой звёздной величины.

Компоненты открытой двойной системы находятся столь близко друг к другу, что вся она может быть вписана в диаметр Сатурна. Судьбу её пока предсказать нельзя. Для тесных систем из двух белых карликов возможны два варианта эволюции. Сближаясь по спиральной траектории, компоненты системы могут начать двигаться со всё более возрастающей скоростью, испуская гравитационные волны, вплоть до слияния в одной. Однако орбиты их могут разойтись, если более лёгкий белый карлик постепенно утратит часть своей массы, отдав вещество более тяжёлому. Ожидается, что в ближайшие несколько лет орбитальный период этой звёздной системы ещё уменьшится.

Открытие описано в статье, опубликованной в журнале Nature.