Международная группа исследователей обнаружила в Балтийском море корабль, который затонул в конце XV – начале XVI века. Они сообщают, что корабль в исключительно хорошем состоянии и, возможно, окажется наиболее сохранившимся затонувшим кораблём раннего Нового времени, когда-либо найденным подводными археологами.
Впервые корабль был замечен как вспышка на экране гидролокатора Шведской морской службы в 2009 году. Тогда это место было отмечено как точка возможного кораблекрушения, но исследования не были проведены. Внимание археологов было привлечено лишь в начале 2019 года, когда роботизированная камера, отправленная коммерческой компанией с целью исследования морского дна для изучения потенциального подводного маршрута газопровода «Северный поток – 2», сделала видеосъёмку затонувшего корабля.
После этого исследованиями кораблекрушения занялись учёные из Университета Саутгемптона, Института морской археологии Университета Сёдертёрна и Королевского технологического университета в Стокгольме. Экспедиция использовала дистанционно управляемый подводный аппарат Surveyor Interceptor, чтобы осмотреть затонувший корабль и сделать снимки в высоком разрешении.
Они обнаружили, что данный корабль явно построен раньше, чем другие затонувшие корабли, которые подводные археологи находили в Балтийском море. К тому же он затонул, не получив значительных повреждений. Из-за низкой солёности воды в Балтике нет «корабельных червей», разрушающих древесину, так что сохранность корабля очень высокая. Уцелел весь корпус от киля до верхней палубы, мачты, бушприт, некоторые части стоячего такелажа. Сохранены даже трюмный насос и деревянный кабестан, служивший для подъёма якоря. На бортах корабля установлены вертлюжные пушки.
Облик найденного корабля больше всего похож на датский военный корабль Gribshunden, затонувший у берегов Швеции в 1495 году. Но Gribshunden сгорел, а на этом корабле не видно следов пожара. Члены экспедиции пока называют его Okänt Skepp, что означает по-шведски «неизвестный корабль». Исследователи планируют вернуться для продолжения работы. В частности, они намерены поднять со дна одну доску для дендрохронологического анализа, что поможет уточнить дату постройки корабля.