Международная группа антропологов и биоархеологов обнаружила в кожаной сумке тысячелетней давности, найденной в Боливийских Андах, следы ингредиентов для приготовления шаманского напитка, известного среди современных коренных жителей Южной Америки под названием аяуаска.
Аяуаска в наши дни известна используется народами бассейна Амазонки в традиционной медицине (она обладает сильным противопаразитным эффектом) и для вхождения в измененное состояние сознания во время шаманских ритуалов. Основным ее ингредиентом служит лиана Banisteriopsis caapi, а также растения чакруна (психотрия зеленая, Psychotria viridis) и чалипонга (Diplopterys cabrerana). Содержащиеся в них алкалоиды гармин, гармалин и N-диметилтриптамин вызывают эффект, который человек воспринимает как мистическое переживание. Обычно он сопровождается слуховыми и зрительными галлюцинациями.
Кожаная сумка, ставшая объектом исследования была найдена захоронении, обнаруженном в сухой долине реки Сора в регионе Липез Альтиплано на юго-западе Боливии. Радиоуглеродный анализ показал, что она была изготовлена в 905 – 1170 годах. В ней находились две деревянные резные коробочки, трубка, две лопаточки из кости ламы, головная повязка, веревка и мешочек, сшитый из меха с головы трех андских лисиц (Lycalopex culpaeus). Остатки содержимого этого мешочка ученые проанализировали с помощью жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии.
Результат показал, что хозяином сумки был шаман, употреблявший психоактивное средство, подобное аяуаске. Были обнаружены следы сразу нескольких соединений, указывающих на использование как минимум трех растений: лианы Banisteriopsis caapi, коки (Erythroxylum coca) и одного из видов анаденатеры (Anadenanthera). Два из идентифицированных соединений – гармин и диметилтриптамин – являются основными ингредиентами современных видов аяуаски.
Мелани Миллер из Университета Отаго говорит, что владевший сумкой шаман действовал как посредник между обычным и сверхъестественным миром, входя в измененное состояние сознания, чтобы войти в контакт с божествами и духами предков, которые, как считается, живут в других мирах. Психоактивные вещества употреблялись древним шаманом либо в составе напитка, как это делается его современными коллегами, либо в виде нюхательного табака. Находка стала самым древним свидетельством ритуального использования народами Южной Америке средств, подобных аяуаске. Исследователи особо отмечают, что ни одно из растений, которые должны были иметься под рукой у древнего шамана, не растет в данном регионе, поэтому уже тысячу лет назад должны были существовать разветвленные сети обмена, по которым необходимые компоненты распространялись на обширных пространствах.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.