21 мая 2024, вторник, 01:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

В Риме завершена реставрация статуй пекаря и его жены

Centrale Montemartini

В выставочный зал Капитолийских музеев, расположенный в здании бывшей электростанции Монтемартини, вернулись после реставрации статуи пекаря Эврисака и его жены Атистии.

Гробница Эврисака была обнаружена в 1837 году, когда по приказу папы Григория XVI были снесены поздние постройки вокруг арки акведука Клавдия на площади Пьяцца ди Порта Маджоре. Датируется гробница примерно 30-м годом нашей эры. Она представляет собой сооружение высотой более десяти метров, возведенное из бетона и облицованное травертином. Надпись на гробнице сообщает, что она воздвигнута для пекаря Марка Вергилия Эврисака.

 
Гробница Эврисака. Фото: Livioandronico2013

Были также обнаружены фрагменты рельефов и надписей, ранее отколотых от гробницы. Среди них оказалось скульптурное изображение мужчины и женщины, а также надпись: «Была Атистия жена мне и женщина прекрасная, останки ее тела, какие сохранились, в этой хлебной корзине». Мраморная погребальная урна, которую тоже нашли, действительно была выполнена в форме плетеной корзины. Сейчас она потеряна и известна лишь по сделанным в XIX веке рисункам.

Но если погребальные урны в форме корзин часто делали в эпоху ранней империи, то сама гробница Эврисака весьма оригинальна и не оставляет сомнений, что он гордился своей профессией. Ее украшают три барельефа, изображающие разные стадии изготовления хлеба: ослов, крутящих мельничные жернова, просеивание муки, вымешивание теста (месильную емкость тоже вращает осел), раскатывание и формирование круглых хлебов, помещение хлеба в печь, укладка готового хлеба в корзины, взвешивание и контроль продукции городскими чиновниками. А странные круглые отверстия во втором ярусе гробницы, по разным предположениям, изображают или емкости, где мешалось тесто, или сосуды, служившие мерками для зерна. В целом получалось, что Эврисак, вольноотпущенник (на это указывает его греческое имя), своим трудом добился уважения горожан и достойного места в обществе и воздвиг себе роскошную, хотя и несколько экстравагантную гробницу.

 
Скульптуры Эврисака и Атистии. Фото: Centrale Montemartini

Скульптурные изображения Эврисака и Атистии, видимо, украшали восточную стену гробницы, где сейчас барельефы не сохранились. Они тоже выглядят весьма достойно. На муже надеты тога и туника, на жене – туника и палла. Они мало отличаются от известных скульптурных портретов Августа и его жены Ливии. Даже прическа Атистии, как и прическа Ливии, соответствует моде тех времен.

Двойной скульптурный портрет долгое время находился на реставрации и вот теперь возвращен в экспозицию. Реставраторы даже восстановили голову Атистии по сохранившимся изображениям. Подлинная голова была украдена в 1934 году.

Национальный музей Рима в честь завершения реставрации предоставил для экспозиции вместе со скульптурами посвященную Атистии надпись, которая хранится в его коллекции. А из Музея римской цивилизации была доставлена миниатюрная гипсовая реконструкция изначального вида гробницы пекаря Эврисака и его жены.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.