Нарвалы и моржи оказались видами, подверженными наибольшему риску в связи с усилением судоходства в арктических водах, согласно новому исследованию.
По мере того, как летняя граница ледового покрова океана отступает, люди все чаще начинают пользоваться арктическими маршрутами для морских перевозок, например, «Северо-западным проходом» из Атлантики в Тихий океан. В некоторых регионах количество морских судов увеличилось в три раза. По прогнозам, летний ледяной покров в Арктике может полностью исчезнуть к 2040 году, и тогда транспортные пути в этой части Земли будут использоваться еще активнее.
Чем чаще корабли проходят в арктических водах, тем вероятнее угроза для обитающих в этих местах морских млекопитающих. Их отпугивает шум от движения судов, а также нарушаются их привычные маршруты миграций. Чтобы определить, какие животные наиболее уязвимы, исследователи рассмотрели 80 популяции семи видов: белух, нарвалов, гренландских китов, тюленей-лахтаков, белых медведей, моржей и кольчатых нерп. Для каждого вида они вычисляли «коэффициент уязвимости» на основе двух факторов: как основные маршруты морского транспорта будут пересекаться с средой обитания каждой популяции и насколько популяции чувствительны к движению судов. Оценки чувствительности были основаны на данных о столкновениях с животными, влиянии шума на жизнь животных и о том, как движение судов мешает повседневной деятельности, например, спариванию, миграциям и добыванию пищи. Затем для каждого вида определялась средняя оценка, исходя из коэффициентов, вычисленных для его отдельных популяций.
Самый высокий коэффициент уязвимости оказался у нарвалов (5,59), за ними с небольшим отрывом следуют моржи (5,34), гренландские киты (5,16) и белуги (5,06). Несколько ниже риск для лахтаков (4,01) и кольчатых нерп (3,52). Замыкают список белые медведи (2,95). Вероятно, низкий уровень риска для кольчатых нерп и белых медведей связан с тем, что данные животные проводят большую часть летнего сезона на суше.
Исследователи признают, что их данные пока остаются неполными, поэтому и оценку риска нельзя считать бесспорно точной. Но в любом случае они считают необходимым разработку маршрутов движения кораблей, при которых вред арктическим животным сводился бы к минимуму, а также принятие мер по снижению шума от корабельных двигателей.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.