Южноафриканский аукционный дом Stephan Welz & Co выставил на продажу портрет мужчины работы Питера Пауля Рубенса – редкий лот для любого аукциона и уникальный для ЮАР. Торги ведутся в виде “тихого аукциона”: до сегодняшнего дня желающие могут заполнить специальную форму на сайте аукционного дома, в которой предложат свою ставку. Ожидается, что итоговая цена портрета составит 370 000 – 592 000 долларов США.
Портрет написан маслом на дубовой доске. Личность элегантного бородача в белом воротнике, изображенного на портрете, неизвестна. Специалисты полагают, что картина была написана Рубенсом между 1590 и 1609 годами. Впервые упоминается она в 1740 году, когда ее продали в городе Турне. Тогда она признавалась подлинной работой Рубенса. Но позже историки искусства стали колебаться с ее атрибуцией. Иногда они признавали авторство Рубенса, иногда склонялись к тому, что ее написал современник Рубенса Франс Пурбус Младший (1569 – 1622), известный портретист своего времени.
В 1924 году в Амстердаме портрет был куплен немецким врачом, евреем по национальности. При этом картину исследовал известный нидерландский искусствовед Хенк Петер Бреммер, который подтвердил авторство Рубенса. Врач перевез портрет в Германию.
Фото: Stephan Welz & Co.
Но прошло всего несколько лет, и врач начал догадываться, что очень скоро Германия окажется неподходящим местом для жизни еврейской семьи. Он успел покинуть страну в начале 1930-х и переехал в Южную Африку. А один из его пациентов помог ему вывезти из Германии и коллекцию произведений искусства. В результате этот врач с 1932 года жил Йоханнесбурге, имел успешную медицинскую практику, преподавал, а картина Рубенса висела на стене в его доме. Потом владельцами картины стали его дети, а затем и их наследники. Об авторе картины к тому времени успели забыть. В семье портрет называли «забавным стариком».
Лишь в 2017 году наследники обратились к эксперту Люку Кроссли из аукционного дома Stephan Welz & Co с просьбой дать заключение по поводу ценности картины. Тот сначала скептически отнесся к портрету, зная, что немало семей считает хранящиеся у них картины произведениями старых мастеров, но в подавляющем большинстве случаев такие картины оказываются подделками. Но потом его недоверие сменилось восторгом. Он обследовал сам портрет, а также сумел проследить, как картина меняла владельцев с XVIII века, и ознакомился с заключениями прошлых экспертов.
В итоге портрет, признанный подлинной работой Рубенса, был выставлен в Йоханнесбурге и Кейптауне, а теперь продается с аукциона.