3 июня 2024, понедельник, 07:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Заразивший японских цикад гриб-убийца стал их спасителем

Японская цикада

Исследователи обнаружили, что патогенный грибок, которым инфицированы многие японские цикады, не только не убивает их, но и дает им возможность выжить, поставляя необходимые компоненты рациона.

Цикады питаются, прокалывая своим хоботком растения и высасывая их соки. В такой пище очень высоко содержание сахаров, но отсутствуют многие другие необходимые для жизни компоненты. Поэтому цикады прибегают к помощи эндосимбионтов – бактерий, живущих в их организме. Эти бактерии синтезируют нужные вещества. У большинства цикад имеются бактерии из двух родов Sulcia и Hodgkinia, которые дополняют друг друга. Но недавно Ю Мацуура из Университета Рюкю и его коллеги с удивлением обнаружили, что у многих японских видов цикад отсутствует бактерия Hodgkinia. Значит, что-то должно служить ей заменой.

Раскрыл эту загадку Ю Мацуура, обнаружив под микроскопом во внутренних органах цикад клетки чужеродного гриба. Сначала он подумал, что цикад поразила инфекция, но после заметил, что гриб встречает именно у тех цикад, у которых отсутствует Hodgkinia. Тогда исследователь понял, что цикады используют этот грибок для замены недостающей бактерии.

Исследование ДНК показало, что гриб относится к роду Ophiocordyceps, все представители которого паразитируют на насекомых (о них можно подробнее прочитать в очерке «Грибная лихорадка»). Обычно проникновение такого гриба ведет к гибели насекомого, причем гриб еще и управляет его поведением, чтобы создать себе оптимальные условия для дальнейшего расселения. Однако открытый японскими учеными вид прекрасно уживается с цикадами. Исследователи предполагают, что он происходит от мутировавшего штамма, который оказался ослабленным и не был способен вызвать смерть своего хозяина.

Итоги исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.