Группа геофизиков, изучавших в Исландии сейсмическую активность в районе вулкана Гекла, столкнулась с неожиданным явлением. Они обнаружили, что размещенные на земле датчики, которые должны регистрировать небольшие подземные толчки от перемещения магмы в недрах вулкана, реагируют также на пролетающие над ними вертолеты.
Давление от вращающихся лопастей вертолета передается через воздух на поверхность земли, где воспринимается сейсмометрами как колебания грунта. Приборы способны засечь пролетающий вертолет на расстоянии до сорока километров в зависимости от рельефа местности и ветра.
Чтобы подробнее изучить это явление и научиться отличать эффект пролетающих вертолетов от настоящих сейсмических колебаний, ученые провели эксперимент, в котором вертолет пролетал над сетью из семи сейсмометров. По изменению частоты сигналов по мере того, как вертолет перемещался мимо них, ученые смогли определить его местонахождение, направление полета, скорость и даже высоту. Поскольку частота вращения лопастей у большинства вертолетов во время полета не меняется, по частоте колебаний можно также узнать количество лопастей и скорость их вращения. По словам исследователей, это позволяет даже по показаниям сейсмометра определить модель пролетавшего вертолета.
Итоги исследования опубликованы в научном журнале Geophysical Journal International.