20 мая 2024, понедельник, 21:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Кишечные бактерии эволюционируют вместе с людьми миллионы лет

Jenna Luecke/University of Texas at Austin

У каждого человека и у каждого млекопитающего в кишечнике живет определенный набор бактерий. Исследователи долго спорили, чем в первую очередь определяется его состав. Наследуются ли бактерии от предков или же они по большей части зависят от режима питания. Ответ на этот вопрос решил найти в своем исследовании эволюционный биолог из Калифорнийского университета в Беркли Эндрю Меллер (Andrew Moeller).

Для определения видового состава кишечных бактерий он исследовал образцы фекалий 47 шимпанзе из Танзании, 24 бонобо из Демократической Республики Конго, 24 горилл из Камеруна и 16 людей из штата Коннектикут. Во всех образцах Меллер и его коллеги из Техасского университета определили структуру одного быстро эволюционирующего гена, который имеется у бактерий, обитающих как в кишечнике обезьян, так и людей. А затем ученые на основании полученных данных составили родословное древо кишечных бактерий.

Оказывается, что большинство кишечных микробов эволюционируют вместе с людьми в течение длительного времени. Меллер обнаружил, что два из трех основных семейств кишечных бактерий в организме человека и обезьян происходят от бактерий, живших у их общего предка, который существовал более 15 миллионов лет назад. Когда различные виды обезьян отделялись от этого предка, их кишечные бактерии также разделялись на разные штаммы и начинали эволюционировать параллельно, адаптируясь к различиям в рационе, месте обитания, а также заболеваниях. Отдельные виды обезьян утеряли некоторых из набора кишечных бактерий в ходе эволюции.

Затем Меллер и его коллеги добавили к полученным данным также информацию о генах кишечных бактерий у жителей африканской страны Малави. Когда ее сравнили с данными о бактериях жителей Коннектикута, «генетические часы» показали, что расхождение американцев и африканцев произошло около 1,7 миллиона лет назад. Это соответствует самой ранней датировки выхода современных людей за пределы Африки. Исследователи считают, что полученные ими результаты подтверждают возможность использовать геномы кишечных бактерий для изучения ранних миграций людей и путей расселения животных.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.