20 мая 2024, понедельник, 22:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Бактерии помогают бурым медведям подготовиться к спячке

Исследователи выявили сезонные изменения в составе бактерий, живущих в кишечнике бурых медведей, что, вероятно, связано с их зимней спячкой.

Были изучены образцы помета 16 бурых медведей, живущих в дикой природе в Скандинавии. Образцы собирались как в период активной жизни медведей (в июле), так и во время спячки (в феврале). Обнаружив зимой берлогу медведя, ученые делали ему инъекцию транквилизатора, собирали образцы помета, а на медведя надевали радиоошейник, чтобы встретиться с ним летом и взять помет еще раз.

Собрав необходимые образцы, ученые при помощи профилирования по 16S рибосомной РНК и секвенирования генома проанализировали видовой состав кишечной микробиоты медведей. Как оказалось зимой число видов бактерий меньше, чем летом, что связывают с более разнообразным летним меню медведей. Более того, когда исследователи пересадили «летних» бактерий в пищеварительную систему лабораторных мышей, те начинали быстрее набирать вес. Этот факт заставил ученых предположить, что сезонные изменения в составе медвежьих бактерий помогают медведям готовиться к периоду зимней спячки. Летом, когда медведь должен накопить как можно больше жира, чтобы пережить зиму, бактерии способствуют этому. Особенно интересно, что жиреющие при помощи летних медвежьих бактерий мыши оставались «метаболически здоровы», у них, например, не ухудшалась толерантность к глюкозе, то есть не развивался диабет на почве ожирения.

Ученые не исключают, что дальнейшие исследования бактерий, помогающих увеличивать запасы жира без вреда для здоровья, в будущем помогут в лечении людей с расстройствами питания и истощением.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cell.