20 мая 2024, понедельник, 22:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Найден близнец Юпитера

Двойник Юпитера на орбите вокруг звезды HIP 11915
ESO

Как сообщает Европейская южная обсерватория (ESO), астрономы обнаружили возле звезды HIP 11915 планету, которая по массе и расстоянию, отделяющему ее от центральной звезды, очень схожа с Юпитером. Особенный интерес открытию придает тот факт, что сама звезда HIP 11915 в свою очередь очень похожа на Солнце по своему возрасту, массе и химическому составу.

Открытие было сделано при помощи приемника HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья в Чили. Планету обнаружили, отслеживая вызванные ею незначительные смещения звезды.

Наличие двойника Юпитера, вращающегося вокруг двойника Солнца, привлекает внимание ученых, так как, согласно современным представлениям, именно Юпитер оказал огромное влияние на то, какой стала наша Солнечная система. Его значительное тяготение обусловило формирование планетной системы с группой небольших каменных планет на близком расстоянии от звезды. Химический состав и масса звезды HIP 11915 и наличие у нее «собственного Юпитера» позволяют предположить, что у этой звезды могут быть и свои «планеты земной группы».

Руководитель группы исследователей Хорхе Мелендес (Jorge Melendez) из Университета Сан-Паулу по этому поводу говорит: «Поиск «Земли-2.0» и Солнечной системы-2.0» – одно из самых захватывающих астрономических предприятий. Мы счастливы участвовать в этом поистине пионерском исследовании, которое стало возможным благодаря астрономическим инструментам, предоставляемым ESO». Первый автор статьи об этом открытии Меган Беделл (Megan Bedell) из Чикагского университета добавила к сказанному: «Спустя два десятилетия после начала охоты за экзопланетами, благодаря долгосрочной стабильной работе специализированных приемников – «охотников за планетами», таких, как HARPS – мы наконец начинаем находить в других планетных системах газовые гиганты с большими периодами обращения, подобные тем, которые мы видим в нашей Солнечной системе. Наша находка – это обнадеживающий знак того, что в космосе действительно есть другие «солнечные системы», которые ждут своего открытия».

О найденной планете астрономы рассказали в статье в журнале Astronomy and Astrophysics.