21 мая 2024, вторник, 00:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Прочитан геном австралийской овечьей мухи

Австралийская овечья муха
Wikimedia Commons

Ученые из Мельбурнского университета закончили работу по секвенированию генома австралийской мухи Lucilia cuprina, которая паразитирует на овцах. Они полагают, что полученный результат поможет уточнить знания о биологии этого вида и помочь овцеводам в борьбе с ним.

Самки мухи Lucilia cuprina откладывают яйца в падаль, но могут делать это и в открытые раны на коже овец. Личинки, размножаясь в такой ране, вызывают серьезную болезнь, овцы испытывают дискомфорт от находящихся в коже личинок, а также на их организм действуют продукты жизнедеятельности этих личинок, попадающие в кровь. Так как овца пытается расчесывать пораженные участки или кусать их зубами, площадь язв на коже растет и это привлекает новых мух. В итоге болезнь может закончиться смертью овцы. В год австралийские овцеводы теряют из-за этой мухи 280 миллионов долларов. Из Австралии этот вид мух проник в Африку и южную часть США. Ученые написали немало работ, посвященных этой мухе, для борьбы с ней предлагались вакцины, специфические инсектициды и даже биологические методы с использованием бактерий или паразитических грибов, но достичь значительного успеха пока не удалось.

Теперь генетики прочитали все 14544 генов и теперь попробуют определить, какие из них могут стать мишенью для новых средств. Ведущий исследователь проекта доктор Клэр Энстид (Clare Anstead) с факультета ветеринарии и сельскохозяйственных наук Мельбурнского  университета говорит, что у карты генома есть безграничный потенциал для борьбы с мухой в Австралии и за рубежом.

Для прочтения генома исследователи использовали суперкомпьютера, а также методы биоинформатики, позволяющие обрабатывать большое количество данных. Теперь они планирует перейти к следующему этапу работы: отключению при помощи системы CRISPR отдельных генов мухи, например, тех, что обеспечивают работу ее системы обоняния. «У мух очень развито обоняние. Они могут по запаху отличить овец, устойчивых к заражению, от неустойчивых, – рассказывает профессор Фил Баттерхэм (Phil Batterham). – Мы хотим получить лишенных обоняния мух, чтобы узнать, насколько велика роль обоняния в распространении болезни».

Работа австралийских ученых опубликована в журнале Nature Communications.