Чуть больше года назад был выведен на орбиту навигационный спутник ГЛОНАСС-К №12, относящийся к третьему поколению аппаратов этой серии. Запуск таких спутников производится для повышения точности работы системы ГЛОНАСС, которая пока что, по некоторым техническим позициям уступает своему ближайшему конкуренту - американской системе GPS. Однако кроме российской и американской навигационных систем в конкурентную борьбу скоро вступит еще одна, которая в данный момент разрабатывается в Японии.
Всемирно известная корпорация Mitsubishi Electric уже давно проектирует спутники при поддержке японского аэрокосмического агентства JAXA, и четыре года назад они запустили свой первый QZSS-спутник под названием Michibiki, что в переводе означает «дневной свет». До начала 2018 года планируется запустить еще три подобных аппарата, после чего – еще три штуки. Территория Страны восходящего солнца составляет 377 944 квадратных километров, и девяти спутников полностью хватит для покрытия ее со всеми окрестностями.
Известно, что правительство щедро спонсировало создание первых спутников, а также выделило полтора миллиарда долларов для строительства полутора тысяч опорных станций. Мониторинг этих станций на земле будет контролировать частная компания Quazi-Zenith Satellite System Services (QZSS), основанная в начале года специально для этих целей. Решение о создании проекта обязательно будет согласовано с новой космической программой страны, которая вступает в силу с весны 2015 года и рассчитана до 2025. Новая система, скорее всего, сможет работать полноценно только к 2023 году, так что вполне успеет вписаться в сроки «десятилетки».
Стоит также отметить, что сегодня абсолютно все японские навигационные системы функционируют на данных протоколов американской GPS, так что новая разработка призвана улучшить и GPS на территории Японии. Создание системы позволит, как считают в Токио, кроме всего прочего, «укрепить национальную безопасность в случае возникновения сбоев в работе GPS».
Спутники QZSS очень точны, они позволяют вычислять местоположение приемника с точностью в несколько сантиметров. Тестирование Michibiki показало, что после коррекции он обеспечивает точность позиционирования с небольшой погрешностью, не более 1,3 сантиметров в горизонтальном направлении и около 2,9 сантиметров в вертикальном. C повышением точности координат расширяются и возможности применения спутниковой навигации: например, такую высокоточную систему можно использовать для автоматического движения автомобилей и сельхозтехники, то есть с ней роботизированные авто смогут точно следовать по своей полосе, обладая лишь информацией о координатах дорожной разметки.
Дирекция Mitsubishi Electric особенно подчеркивают демократичность стоимости QZSS в сравнении с прочими системами спутникового позиционирования. Например, бюджет системы Galileo – проекта Европейского космического агентства – уже перешагнул ассигнационную черту в семь миллиардов долларов.