Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет) получила первый с 1980-х годов самолет-лабораторию на базе лайнера Як-42Д. Для мониторинга окружающей среды на борту воздушного судна находится более 70 приборов и датчиков, которые могут собирать данные о радиации, космических частицах, взвесях и другие.
Как заметил на презентации самолета глава Минприроды РФ Сергей Донской, «без качественного мониторинга невозможно решить ни одной экологической проблемы. Мы можем измерять столько параметров, сколько не может получать ни один космический аппарат», — цитирует чиновника РИА Новости.
Самолет-лаборатория создан в рамках федерального целевого проекта по развитию системы геофизического мониторинга российской территорией, рассчитанного до 2015 года. Воздушное судно было построено на заводе имени Мясищева.
Как сообщил журналистам глава Росгидромета Александр Фролов, первая экспедиция новой летающей лаборатории запланирована на март 2014 года. Як-42Д отправится в Арктику и будет исследовать воздействие аэрозольных частиц на погоду и климат. На борту самолета разместятся 14 сотрудников центральной аэрологической обсерватории Росгидромета.
Помимо этого на самолете будут испытывать приборы для космических аппаратов. По словам представителя Роскосмоса, на самолете можно будет проверять работу приборов для метеорологических спутников. Это позволит сэкономить деньги на на создании такихх спутников.
Как сообщают в Росгидромете, летающая лаборатория не имеет аналогов в мире по совокупности измеряемых параметров. Кроме всего прочего, самолет может осуществлять «разгон облаков» — распылять йодистое серебро, приводящее к конденсации капель и выпадению дождя не в мегаполисе, а за его пределами.
Тогда как экологичность распыления реагентов на облака вызывает сомнения, последние мировые тенденции заключаются в использовании безвредных для природы технологий везде, где этого возможно. В Лондоне тепло подземки, которое раньше уходило в атмосферу, теперь будут применять для обогрева домов.