20 мая 2024, понедельник, 22:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Впервые выделен целый центр фотосинтеза

Фотосинтезирующий центр цианобактерии
Haijun Liu

Интеллектуальный партнер проекта

Ученые впервые смогли извлечь центр фотосинтеза растений, не повредив его. Открытие должно приблизить разработку его искусственных аналогов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science, ее обзор приводит Nanowerk.

Американские биологи под руководством Роберта Бланкеншипа (Robert E. Blankenship) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis, США) извлекли центр фотосинтеза из генномодифицированных цианобактерий Synechocystis PCC 6803.

Для этого они действовали подобно швее, создавая центр из различных «лоскутков» микроорганизма. В геном цианобактерий они внедрили последовательность нуклеотидов, управляющих синтезом белковых меток, которые формировались в различных частях центра фотосинтеза. По этим меткам и происходило сшивание элементов комплекса. Потянув за одну из них, ученые смогли обособить весь комплекс.

Ученым удалось изучить трехмерную структуру этих фотосистем и описать их пространственную конфигурацию. Исследователи также описали работу главного элемента биокомплекса — светособирающей белковой антенны.

Они выяснили, что при захвате фотона антенна всего за 1 пс (одну триллионную долю бсекунды) посылает электрон в другие части центра фотосинтеза. По мнению ученых, открытие поможет в создании искусственных центров фотосинтеза и значительно повысит его эффективность в листьях культурных растений.

Фотосинтез можно использовать и в промышленных масштабах. Ученые давно подумывают над идеей заставить растения и бактерии производить электрический ток.