20 мая 2024, понедельник, 21:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

06 июня 2013, 22:23

В эпоху первых звезд черные дыры встречались намного чаще

Активность черных дыр в эпоху первых звезд была намного сильнее
Karen Teramura/UHIfA

Проанализировав инфракрасную и рентгеновскую части так называемого реликтового излучения, пронизывающего всю Вселенную, астрофизики из Годдарского центра управления полетами НАСА в Гринбелте пришли к выводу, что в эпоху появления первых галактик черные дыры встречались в сотни раз чаще, чем сегодня.

Сообщение об этом появилось в конце мая на страницах журнала The Astrophysical Journal (http://iopscience.iop.org/0004-637X/769/1/68). Сначала наш мир был абсолютно темен. Свет в нем зажегся, когда появились первые звезды и вещество начало падать в первые черные дыры. Конечно, ни один телескоп в мире не в состоянии увидеть карликовые галактики и черные дыры тех времен, какими бы яркими они не были, единственное доступное для нас свидетельство их существования – слабое фоновое свечение, коллективный результат множества тогдашних источников излучения.

Инфракрасную часть этого фона годдардская команда под руководством Александра Кашлинского обнаружила еще в 2005-м году, анализируя данные инфракрасной космической обсерватории «Спитцер». В 2007-м и 2012-м годах эти же астрофизики опубликовали более детальную картину этого фона. Картина оказалась пятнистой – в одних местах свечение было более ярким, чем в других. Ученые решили исследовать природу этого фона и сравнили свои результаты с результатами другого космического телескопа НАСА – «Чандра», - который видит мир в ренгеновском спектре. Выделить фоновое излучение из реального звездного света очень непросто – это похоже на попытку обнаружить дворовые фейерверки в Серпухове, исследуя ночной свет Москвы.

Ученым пришлось вычитать из того, что они «видели» излучение всех видимых источников. В конце концов анализ этого сравнения поразил ученых – им удалось доказать, что ренгеновские и инфракрасные пятна фона совпадают и, стало быть, имеют одну и ту же природу. Они доказали также, что пятна повышенного инфракрасного рентгеновского и инфракрасного свечения могли быть результатом только аккреционного излучения, исходящего от черных дыр, даже крупные звездные галактики не могут светить так интенсивно. Наши результаты, – говорит Александр Кашлинский, - говорят о том, что по меньшей мере, 20 процентов инфракрасного фона было произведено интенсивной активностью черных дыр в эпоху первых звезд». Это означает, что в ту эпоху черных дыр было в сотни раз больше.