В Мехико, в Национальном музее истории «Замок Чапультепек», прошел Второй национальный симпозиум по археологии, организованный Национальным институтом антропологии и истории (Instituto Nacional de Antropología e Historia). Выступая на симпозиуме, археолог Марта Гарсиа Санчес (Martha García Sánchez) рассказала об обнаружении примерно пяти тысяч наскальных рисунков.
Рисунки находятся в пещерах и ущельях гор Сьерра-де-Сан-Карлос в муниципалитете Бургос мексиканского штата Тамаулипас. Марта Гарсиа Санчес начала исследовать их с 2006 года. На данный момент обнаружено 4926 рисунков. Среди них есть антропоморфные, зооморфные, астрономические и абстрактные изображения. Нарисованы представители животного мира: олени, ящерицы и сороконожки. Можно увидеть традиционные жилища индейцев. Художники использовали белый, черный, желтый и красный красители, химический анализ которых будет проведен в будущем.
Многие из рисунков представляют большой интерес для исследователей индейских культур этого региона. Так, на стенах пещеры Cueva de los Caballos найдено более полутора тысяч рисунков, изображающих, по предположению ученых, древний ритуальный танец митоте. На рисунке в пещере Cueva del Indio изображен атлатль – копьеметалка, древнее охотничье оружие в виде палки с упором для дротика и рукояткой на другом конце, рукоятка атлатля обычно снабжалась двумя кольцами, в которые охотник продевал средний и указательный палец. Охотничий дротик, запущенный с помощью атлатля, летел значительно дальше, чем брошенный рукой.
Датировка рисунков осложняется тем, что не найдено никаких материальных объектов, которые могли бы быть признаны синхронными с наскальными изображениями. Такая ситуация возникла потому, что в сезоны дождей поток воды смывает всё со склонов ущелий, оставляя голые каменные стены. Возможно, ответ на этот вопрос даст радиоуглеродный анализ органических компонентов красителей.
Кто же сделал эти рисунки? Точный ответ дать сложно. Дело в том, что в горах нынешнего штата Тамаулипас жили племена, вытесненные туда сначала ацтекским завоеванием, а потом испанцами. Завоеватели, установив свою власть, тем не менее не были в состоянии контролировать горные ущелья Сьерра-де-Сан-Карлос. Местные индейцы сохраняли очень архаичную культуру, обитали в труднодоступных местах и поддерживали минимальные контакты с внешним миром. Даже христианизация в этих районах активно началась лишь в XVIII веке. Об их языках, ритуалах и обычаях почти ничего не известно.
Даже названий племен мы не знаем – известно лишь, какие прозвища им давали жители Новой Испании: pintos «разрисованные», sarnosos «паршивые», guajolotes «индейки», comenopales «поедающие плоды кактуса нопаля», salineros «солевары», santiagos, villegas, pancho cojo – последние три по имена и прозвищам предводителей племен, уже испанским. По предположению Марты Гарсиа Санчес, наиболее вероятно, что найденные рисунки принадлежат трем племенам: guajolotes, iconoplos и pintos, но не исключено и участие некоторых других групп.