20 мая 2024, понедельник, 23:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Эмбриологи выяснили, как образуются щупальца актиний

Актиния Nematostella vectensis
Nicholas Putnam/UC Berkeley
Рост щупалец у Nematostella vectensis. Фото: Ashleigh Fritz/Stowers Institute for Medical Research

Ученые из Института медицинских исследований Стауэрса (Stowers Institute for Medical Research, Канзас-Сити, США) в своих эмбриологических исследованиях в основном используют плодовых мушек дрозофил. Но в этот раз они обратились к личинкам актинии Nematostella vectensis – по некоторым характеристикам генома эти, казалось бы, простые животные очень похожи на человека и других позвоночных. Результаты работы опубликованы в журнале Development.

Литоральная роющая актиния N. vectensis – восходящая звезда эмбриологической сцены. Она представляет собой по сути мешок эпителия – это очень удобная экспериментальная система для изучения развития эпителиальных структур. Целью исследования американские ученых было выяснить во всех подробностях, как у личинки кишечнополостного образуются щупальца.

Оказалось, что происходит это не путем деления клеток в направлении роста щупальца, а сначала образуется нечто вроде плакоды – утолщения эпидермы, зачатка органа, клетки которого далее вытягиваются в щупальце. Из плакод образуются глаза и крылышки насекомых, перья и зубы позвоночных. То, что плакоды есть уже на уровне кишечнополостных, показывает, насколько данная стратегия фундаментальна в эволюции, считают ученые.

Геном N. vectensis был секвенирован в 2007 году, он оказался более похожим на человеческий по размеру и структуре, нежели таковой дрозофил или нематод Caenorhabditis elegans – модельных объектов, широко используемых в исследованиях. У общего предка актиний, мух, червей и человека был удивительно сложный геном, но за миллионы лет эволюции мухи и черви претерпели некоторые утраты генетического материала, а вот предки такого на первый взгляд простого животного, как нематостелла, остались «при своем». Поэтому для решения многих ключевых задач нематостелла, по мнению биологов, может представлять лучшую лабораторную модель.